«Тихий свет». Р. Козырчиков.
Невидимый театр (Санкт-Петербург).
Режиссер Семен Серзин.
ТИХИЙ МРАК
Пьесы Романа Козырчикова поэтичны, деликатно-мудры, тонки, почти прозрачны — подобны поэзии. «Тихий свет», написанный в 2019 году, в принципе, ничем особенным не выделяется среди всех текстов Козырчикова, и в связи с этим не очень понятно, почему же именно за него взялся Семен Серзин. Однако сам факт, что за драматургию Романа Козырчикова когда-нибудь «возьмутся», был неоспорим. Так же неоспорим, как и факт провала, «неумения» ставить пьесы этого уральского автора.

Сцена из спектакля.
Фото — Саша Магелатова.
Козырчиковские слог и конфликт заманчивы своей загадочностью, которая — в абсолютной антисценичности. Красота пьес молодого уральского драматурга — в эфемерном пространстве между текстом, читателем и автором, пространстве, которое невозможно (положим, крайне сложно) воплотить на сцене. «Выговаривание себя» через край льется в текстах Козырчикова, пьесы его лирические именно потому, что «я» автора в них выше конфликта и сюжета. С такими драматическими текстами режиссерам сложно — за сценическим овеществлением теряется буквально смысл произведения.
«Тихий свет», действительно, нельзя назвать самой примечательной пьесой Козырчикова: она не самая волшебная, не самая личная, не самая актуальная, не самая жестокая и жесткая, но при этом — типичная козырчиковская. Все черты козырчиковской драматургии в «Тихом свете» есть: надмирная, с героями не характерами, но символическими функциями, с туманом, окружающим драматическое действие, с эпическим разделением действия на две «ветви» (в ремарках появляется герой Миколка), с лирическим подтекстом.
«Тихий свет» Козырчикова — пьеса о воспевании одиночества, об одиночестве человека в мире. Но об одиночестве в мире светлом, мечтательном, об одиночестве как сказочном спокойствии. Сюжет движется за пределами пьесы, а первый и главный план — это деревенское семейство за столом, в ленивом, томном полусне, словно ударенное солнцем, ведущее вполне чеховские диалоги. В ремарках автор рассказывает (в форме воспоминания-сна) про неприятную жалкую жизнь мальчика Миколки, про его косую мать и про смерть от рук ребятишек, удавивших Миколку в реке. Лейтмотив разговоров за столом — поиск человека, обрюхатившего Хромоножку (Миколкину мать). Отцом оказывается персонаж Валя, конечно же, женатый.
Сюжет — жизнь и смерть одинокого Миколки, интрига — поиск его отца, конфликт — мир материальный и мир грез, разрывающие героев и ткань пьесы. Бестолковые, но по-чеховски, беседы о конце мира, всепоглощающем интернете, предсказаниях, детях, судьбе, политике, семье, счастье и несчастье — художественное «прикрытие» для разговора об одиночестве как таковом, об одиночестве героя, застрявшего между миром идеальным и миром реальным.

М. Даминева (Хромоножка).
Фото — Саша Магелатова.
Спектакль Серзина — попытка (да, именно что всего лишь попытка) поговорить об одиночестве в мире мрачном, одиночестве убогих, ненужных. Об этаком апокалиптическом, черном одиночестве. Черном, словно уголь, который рассыпан по столу посреди сцены (художник Лиза Мирошникова) и под ногами актеров: уголь сыпется, хрустит и поглощается (в буквальном смысле) персонажами. Постапокалиптичный антимир и сонное молчание героев. Молчащая вечность спектакля — «всегда без минуты время пить чай» — прерывается чтением ремарок (то есть историей Миколки). Вероятно, ничего искуснее не придумать, чем просто зачитывать самое лиричное, самое содержательное, что есть в пьесе.
Ремарки читает мать Миколки (вероятно, чтобы оправдать взаимосвязь ремарок и хода пьесы), а виолончель (Саша Слабожанинова), вероятно, призванная создать поэтичность обстановки, создает лишь заунывность и отстраненность актеров от текста. Во время «зачитывания» над столом с персонажами загорается проекция плачущих глаз Миколки (видеохудожник Саша Магелатова) и название эпизода, придуманное режиссером, — например, «Микола-волшебник», «Горел храм Миколин», «Подохни, тварь» или «Ангела за трапезой». Но между собой эпизоды «зачитывания» и «диалогов», названия и проекция никак ни с чем не сочетаются ни содержательно, ни стилистически: лирическое и серьезное выговаривание одиночества свелось режиссером к читке под аккомпанемент с крайне шаблонным приемом проекции.
Попытка — опять же — создания драмы подкрепляется явным желанием поэтичности: виолончель, проекции глаз, милая куколка-Миколка, вспыхнувшая пламенем в руках Вали, томный холодный свет, сменяющийся теплым (художник по свету Настя Бражник), заунывное чтение ремарок. Так же и попытка психологического поиска, стремление создать образы, совершенно, кажется, лишние на этом козырчиковском празднике таинственности. Герои опошлены режиссером.

Сцена из спектакля.
Фото — Саша Магелатова.
Анна Щетинина гротескно сделала Нину свихнувшейся шепелявой бабкой, гогочущей во все свое черное горло и пожирающей со стола уголь. Из Людмилы (Арина Лыкова) вышла городская проститутка, приехавшая к деревенской родне демонстрировать свои городские «успехи» в виде расщелины в зубах. Валя (Миша Касапов) — затюканный женой Людой неудачник, грустящий о потерянном сыне, о судьбе Хромоножки, которую он искалечил. Тамара (Юля Дейнега) — простушка в косынке, в общем-то, ничем не запоминающаяся как персонаж. Все они взяты режиссером из сериалов на Первом канале или НТВ, психологически слеплены и помещены в старающийся быть мрачным мирок. Старающийся — потому что драмы в итоге не получается, какой-то это все блеф, имитация.
У Козырчикова апогей — тишина, у Серзина апогей — громкая злая ссора всех героев, ссора, пышущая апокалипсисом. Вообще, спектакль смотрится под знаком конца мира — то ли общее настроение такое (отчего же?), то ли режиссер отчаялся. Пьеса со «светом в конце тоннеля», а спектакль явно желает говорить о мире случившегося несчастья. Но несчастье это «земное», не трансцендентное. Картина такова: горе уже произошло, но при этом герои застыли в «режиме ожидания» еще одного, большего горя. Сперва они дождались смерти Миколки (когда его маленькая куколка вспыхнула у Вали в руках), потом дождались какой-то вспышки — что-то вдалеке взорвалось, осветило испуганные лица (видимо, тот самый «солнышкин удар», о котором говорила в пьесе Тамара).
И, наконец, дождались герои — и мы с ними — непонятного молчаливого финала. У Серзина на столе — уголь, у Козырчикова на столе — тихий свет.
ЗЛЫЕ
«Тихий свет» — простой спектакль, аккуратно следующий за текстом пьесы уральского драматурга Романа Козырчикова. Такой мог бы возникнуть из читки. «Тихий свет» — актерский спектакль, но именно в нем режиссер решает, какими быть героям и миру, в котором они живут. В нем точно завязаны отношения и связи, положенные на точный и хлесткий диалог пьесы Козырчикова. Персонажи, сидящие за столом, покрытым черной крошкой, похожей на угольную, развернуты к нам фронтальной галереей, и за час сценического времени, может, только пару раз приподнимутся из-за него. Этот стол, веранда дома на юге России, где селообразующим предприятием является скотобойня, еще и поминальный стол. Если вы знакомы с пьесой, то сразу считаете и визуальную метафору. А если у вас развито обонятельное воображение, то вы «услышите» тяжелую вонь вареных костей, какая бывает в квартирах, где накануне Нового года готовят холодец. А теперь представьте (на село упала аномальная жара), какой трупный дух стоит в воздухе.

В. Карпов (Валя), М. Даминева (Хромоножка).
Фото — Саша Магелатова.
Персонажи, члены одной семьи, скрываются от зноя в тени веранды: Людмила, ее муж Валя, ее сестра Тамара — 45-летние. А еще старуха-свекровь Нина. Эту семью, кажется, связывает тяжелый дух прошлого. Все события уже случились, в том числе и главное, закадровое — загадочная смерть соседского подростка Миколы, найденного на берегу реки с непонятными ожогами на теле.
Подавленная ненависть толчками — оскорблениями и унижениями — выходит на поверхность разговора. Из семейных шкафов вываливаются плохо спрятанные скелеты. И если бы слова имели физический вес, то персонажи покрылись бы синяками.
Самого Миколы в спектакле нет. Да и в пьесе все, что происходило с Миколой в последние несколько дней, представлено в качестве развернутой ремарки. В пьесе Козырчикова эта ремарка — надмирный авторский голос. И весь строй ремарки с ее инверсиями — житийно-сказовый. В спектакле ремарку-дневник Миколы зачитывает его мать Хромоножка, юродивая почтальонка, — актриса Марина Даминева иногда появляется с ним в правом углу сцены. Оттуда же звучит виолончель Саши Слабожаниновой — Suite No.1 in G Major Баха, музыкальный контрапункт действию, может быть, самая прекрасная музыка из всего, что сочинено человечеством, и тот самый «тихий свет».
Тон задает Людмила Арины Лыковой — перезрелая красавица с устало-брезгливым лицом и тяжелой грудью, обтянутой леопардовым джемпером. Агрессивные макияж и маникюр, вызывающе узкая мини-юбка, совершенно неуместные в этой среде и обстановке, выдают инаковость и протестность местной «интеллигентки», щеголяющей старомодным сетевым сленгом — «трэш», «шок-контент» — и тем самым подчеркивающей превосходство над другими членами семьи.
Брезгливость и злость — тот источник, из которого Людмила черпает силы жить, она только и ждет, чтобы на кого-нибудь накинуться в своем глухо ворочающемся раздражении, с гордостью рассказывает об очередном своем разоблачительном комментарии «на Фэйсбуке» — бессильном и бесполезном ресентименте. Жизнь пропала зря, но громоотводы, в которых можно нападать на зажравшихся сильных мира сего, в 2021-м еще не отменили.

Сцена из спектакля.
Фото — Саша Магелатова.
Рядом, но немного поодаль ее муж Валя — Михаил Касапов (в другом составе — Владимир Карпов), худой и будто выцветший, молчит, глядит куда-то в сторону, нервно трясет ногой, пытается снять напряжение («мне сегодня приснилось, будто у меня член отпал»), но ясно, что у нет права голоса в этой семье. А почему — еще один семейный скелетище. Что-то тоскливое в его прозрачных светлых глазах — то ли не пролившиеся слезы вины и унижения, то ли просто застаревшая жажда завязавшего алкоголика.
Тамара Юлии Дейнеги, маленькая, кругленькая, смешливая, в мешковатом тренировочном костюме, продавщица местного продмага и вечная жертва сетевых мошенников. Поглядывающая снизу вверх со своей низкой табуреточки, с виду кроткая, безропотно встречающая унижения сестры, в этой компании она кажется самой безобидной. У наивной Тамары с ее вечной детской присказкой-оберегом «мне не больно, курица довольна», казалось бы, нет второго дна. Но так ли это? Уж не от Тамариной ли «жалости» («всех мужиков собрала в деревне») покончил с собой ее муж?
Свекровь с виду тоже вроде жертва постоянных нападок Людмилы. В пьесе все время что-то жующая, показно сочувствующая судьбе Иисуса («бедный мальчик»), Нина Анны Щетининой с этим ее вороньим носом, черным провалом рта и изредка вспыхивающим из-под черного платка плотоядным блеском глаз кажется главной трупоедкой, стервятницей. Ощерив друг на друга дырявые (у свекрови по возрасту, у Люды, видимо, вследствие некогда бурной семейной жизни с Валей) рты, свекровь и невестка шипят друг на друга, как пара змей или что-то не поделивших вампиров. Но еще, может быть, страшнее, когда в гадком хохотке счастливо сливаются Тамара и Нина, реагируя на очередную грязненькую злую шутку, подстерегая, где ближний выговорит какую-то противную тайну о себе или даст слабину. Задумаешься о том, что, похоже, у них заговор против вечно их унижающей Людмилы.
Большинство актеров младше героев пьесы лет на 10 примерно. Разве что у Нины нет возраста. То, что артисты, украсившие себя бельмастым гримом или грудями-толщинками, не жалеют для персонажей характерных красок, задает какую-то важную, необходимую дистанцию по отношению к ним. Уроды, страшные или жалкие, но все — глубоко несчастные. С ними трудно соединиться, но зато можно увидеть себя со стороны в ком-то из них.

Сцена из спектакля.
Фото — Саша Магелатова.
Наверное, так устроен человек, что вечно жрет чью-то жизнь. Жизнь перемололась в костную муку, но ответственность за собственную нелюбовь ты всегда вываливаешь на ближнего. Виноват всегда кто-то другой.
Все когда-то были детьми. Все они, Люда, Валя, Тамара, когда-то мечтали на лодке уплыть в Индию. Да не вышло. «Если б знала, что с нами будет, уже тогда повесилась бы». Но и дети не невинны.
Тайна, лежащая, в принципе, на поверхности — тайна отцовства Миколы, зачатого в насилии. Этот внесценический персонаж — не святой, хотя и жертва. Он в пьесе тоже становится актором насилия, тоже проливает кровь. И мать его, бельмастая почтальонка, с отвращением отшатывающаяся от сочувственной ласки Вали, тоже не святая. Марина Даминева жестко и точно дает понять, что ее героиня явилась за этот стол не за сочувствием и примирением.
Невиноватых нет.
Ближе к финалу дневник Миколы, зеленую школьную тетрадку, маленькую жизнь, записанную на 18 листах, подложат под ножку стола — чтобы не качался. А может, ее положат на свежий могильный холм. В какой-то момент сценический свет обозначит место действия — стол установлен прямо на кучу угольной пыли в форме могилы.
Тема огня полузаметным рефреном проходит сквозь спектакль. Огонь противоположен свету. Свет, как у Козырчикова, озаряет. Огонь жжет. Жарко как в пекле, жарко как в печи крематория. Персонажи здесь и сейчас уже опрокинуты в геенну огненную. И нет нужды показывать на экране ядерный гриб и столбы пепла, поднимающиеся вверх. Все визуальные отсылки к Апокалипсису и иной христианской символике навязчиво-излишни. Ад — это другие, твои близкие, зачатые и взращенные против своего желания на земле-скотобойне. Ты сам для них — ад. Но странное, почти радостное облегчение-разрядка приходит ближе к финалу, когда члены семьи, наконец, объясняются друг другу во взаимной ненависти. Эту разрядку разделяешь вместе с героями.
Свет надежды и примирения, но не преображения и благодати, заденет спектакль только краем. Ведь что-то такое светится в лицах сестер, Тамары и Людмилы, в финале выглядывающих наружу из крошечного окна дома на погибающий мир.
Комментарии (0)