Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 марта 2024

ТЕАТРУ «СУББОТА» — 55

18 марта нам 55!

Чрезвычайно признательна стойкому и героическому «ПТЖ» за предоставленную возможность высказаться престарелой Мане Ошибкиной, пока ее не хватил удар и она может поздравить весь мир и родной театр с 55-летним юбилеем «Субботы»!

На сегодняшний момент главное достижение нашего театра в том, что он жив!

Театр «Суббота». 2023 год.

Много ли мы знаем театров, перешагнувших полувековой порог, возникших из любительства, прошедших непростые и порой длительные этапы студийности и ставших профессиональными? Я знаю три: «Суббота», Вахтанговский и МХАТ.

И в том, что мы живы, есть огромная заслуга всего городского театрального сообщества, наших коллег и наших зрителей, в трудную минуту встававших на нашу защиту!

Всем вам низкий поклон!

Кажется, буквально позавчера мы с размахом отмечали в СТД полвека нашей жизни — с выставкой, перформансами, псевдонаучной конференцией, концертом, банкетом, изданной к юбилею книжкой «ʺСубботаʺ в документах. ʺСубботаʺ в мифах», у которой два начала и нет конца… И вдруг — бац! — опять юбилей! Хармса на них нет!

Сколько же всего напроисходило за эти пять лет! Сколько спектаклей поставили и сыграли!

Открыли новую совсем-совсем камерную сценку «Флигель», пространство экспериментальных форм, где моментально стали возрождаться клубные традиции «Субботы», уже порядком подзабытые: встречи со зрителями, обсуждения спектаклей, сольные концерты артистов, творческие вечера, лекции. Но появились и совершенно новые клубные проекты!

Перекрестные чтения в Театре «Суббота». 2021 год. Фото — А. Иванов.

Наш главреж, или как он себя называет «главврач», Андрей Сидельников затеял проект «Среда в ʺСубботеʺ» — живые встречи-интервью с гостями: актерами, режиссерами, художниками. Театровед Татьяна Джурова задумала и осуществила (!) проект «Перекрестные чтения», где драматурги при полном зале читали пьесы друг друга. Еще Татьяна Джурова и Андрей Сидельников придумали конкурс и фестиваль коротких современных пьес на русском языке — Stories, который вот уже пять лет проходит с большим успехом, открывая новых драматургов. Более ста драматургов поучаствовали в фестивале за 5 лет! 32 спектакля по современным пьесам за это время были представлены на сцене «Субботы». А многие из числа присланных для наших ридеров пьес завоевали признание на других драматургических конкурсах и теперь идут в разных театрах страны!

Конечно, это требует больших усилий «принимающей стороны», то есть служб и артистов нашего маленького театра, и в дни проведения фестиваля всю «Субботу» сильно лихорадит, но оно того стоит! Сегодня во «Флигеле» идут 8 коротких спектаклей (по два за вечер), взятых в репертуар из фестиваля. И уже репетируются новые!

Еще одно, в некотором смысле удивительное, свойство творческой политики Андрея Сидельникова — невероятная и какая-то радостная открытость для «других». На наших сценах идут спектакли Татьяны Ворониной, Александра Кузина, Петра Шерешевского, Романа Габриа, Сергея Азеева, Кирилла Люкевича, Юлии Каландаришвили, Владислава Тутака, Дмитрия Акимова, Ивана Миневцева, Михаила Лебедева, Артема Устинова, Каро Баляна, Андрея Опарина. Каждый со своим мировоззрением, своей манерой работать, со своей системой координат, эстетикой.

И ведь «Суббота», побывав за эти пять лет в стольких руках, своего лица-то не утратила!

Ю. А. Смирнов-Несвицкий на репетиции. 1980-е. Фото — Ю. Белинский.

Значит, «генетически» сохраняется что-то из счастливого детства «Субботы», когда она еще не была ни театром, ни клубом, ни студией, а просто ребята пришли послушать лекции о театре. Теоретические лекции превращались порой в парадоксально-шаманские представления, театр, так сказать, одного Юрий Саныча, который всю жизнь был так увлечен Вахтанговым, что мог забыть своего ребенка в коляске и прийти с прогулки один, без ребенка. Книжка его о Вахтангове вышла в 1987-м, но материал-то он собирал со студенчества! И потому легенды — и факты! — о Мансуровской студии, о дружбе с Михаилом Чеховым, их игре в «обезьяну», о невероятном Учителе, бродяге Сулержицком, о летнем лагере в Евпатории, о бесконечно веселом домашнем театре — а они выезжали с детьми, — все это так заводило и вдохновляло, что невольно хотелось так же! Многое, очень многое при создании «Субботы» папа спер у Вахтангова… Как-то получалось, что эти умные знания, которые он добывал в архивах и в личных встречах с людьми, знавшими Вахтангова и Сулержицкого, — а их было еще очень даже немало в 50-е и 60-е годы, — при его пересказе попадали в сердце, превращались в чувства… которые сначала тихонько, а потом все громче требовали выражения…

Театр «Суббота». 1969 год.

И главное, то, что никогда не декларировалось, но как-то ощущалось, — идея сообщества, где человек совершенствуется как человек, а не только как профессионал… В дружбе, в компании, в сотворчестве, в мечтах, в разговорах… Не очень популярная тема сегодня…

Теория пяти рукопожатий, придуманная как раз в 1969 году в Америке и неизвестная нам тогда, действовала. Близость таких имен, театральных богов, кумиров, таинственные ореолы вокруг личностей убитого Мейерхольда или, скажем, выжившего Шверубовича, как-то прямо перевозбуждали! Сложность добывания сведений про них придавала остроту поискам, ну, и это ведь еще пока была оттепель… И Юрий Санычу было немногим больше 30, когда он читал эти лекции! У нас идет спектакль по его дневникам, там записи начинаются с 1947 года! Это очень смешно!

Посчитайте, сколько в тексте восклицательных знаков! В моем)

И вот тут мне хочется, уже без всякого МаниОшибкинского фривольного тона, сказать несколько важных слов. Взаимная пристройка, конечно, всегда дело непростое. Но искренний интерес и внимание Андрея Николаевича к ценностям и художественным принципам «старой ʺСубботыʺ», к ее истории, уважение к памяти и личности Смирнова-Несвицкого — а они не были знакомы — мне кажется, стали залогом успешного делания «Новой ʺСубботыʺ» и некоей преемственности. И то, что в поисках точек соприкосновения он ставит такие разные по языку спектакли, и то, как он нервничает на выпусках, и то, как радуется любой удаче на площадке, даже если это не его удача, — все это сближает и дает надежду на долгую и интересную нашу театральную жизнь.

Открытие сезона в Театре «Суббота».

И уже родились и прижились традиции «Новой ʺСубботыʺ». Мы вместе празднуем Старый Новый год, железно! Или, например, «Суббота» помнит, что когда-то была уличным театром, способным устроить представление где угодно — на вокзалах, городских площадях, в поезде, в трамвае или в поле перед сельскими жителями. И вот — концерт во дворе «Субботы» на открытие и закрытие каждого сезона, уже прочная и развеселая традиция последних лет. Творческое хулиганство — наш конек!

Ура, товарищи! Две пятерки! 55!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога