Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

20 июля 2016

СОЗДАВАЯ МАСТЕРА

О вручении второй Ежегодной международной профессиональной цирковой премии «Мастер». Сочи, 1–5 июля 2016 года.

Что-то движется в нашем цирковом мире — трудно, непостоянно, витиевато. Но в таком направлении, о котором давно мечталось. Мечталось, чтобы российский цирк перестал быть донором артистов для грандиозных зарубежных шоу, которые никто не видит в нашей стране, чтобы наш цирк перестал дичиться хорошей режиссуры, пришедшей из театра или с улицы, а на арены пришел хороший вкус профессионалов из смежных искусств. Мечталось, наконец, чтобы цирк снова начал ориентироваться на взрослого зрителя. События последнего времени на наших аренах свидетельствуют о том, что тягловым паровозом в этом непростом движении стремится стать компания «Росгосцирк». Помимо организационного созидательного труда — консолидации артистов, ремонта многочисленных зданий, проката программ — Росгосцирк озадачился уделом мечтателей и фантазеров. Раз за разом люди, стоящие у руля этой компании — генеральный директор Вадим Гаглоев и его заместитель Олег Чесноков, — «оживляют» и хорошо забытое, но оттого не менее прекрасное старое, и придумывают совершенно новое, незнакомое. Росгосцирк в своих программах не страшится так часто и несправедливо осуждаемого симбиоза цирковых артистов и театральных клоунов, открыт новым идеям цирковой режиссуры. В нем умеют видеть достоинства конкурентов, не делят цирк по географическим признакам, ценят высокопрофессиональных артистов и при этом не боятся нарушить неповоротливую цирковую традицию. На фоне этой общей отрадной тенденции в Росгосцирке два года назад придумали Ежегодную международную профессиональную премию «Мастер».

У «Мастера» нет аналогов в цирковом мире. Он совершенно не похож на многочисленные фестивали в этой отрасли и по своей структуре подобен «Оскару», поскольку выявляет победителей в 14 номинациях.

Открытая процедура подачи заявок позволяет любому артисту выступить в качестве соискателя, затем в рамках первого тура в результате интернет-голосования зрителей выявляются пятеро номинантов. Это пока наиболее уязвимая часть отбора, поскольку полностью отдана на откуп публике и не предполагает никакого авторитетного вмешательства. Профессионалы в лице Экспертного совета вступают в распределение премии уже на втором этапе и определяют лауреатов в результате тайного голосования.

Церемония вручения премии.
Фото — Г. Поляк.

Экспертный совет из числа знатоков цирка во всем мире — одно из самых важных достижений «Мастера». Из 13 членов совета лишь двое — гендиректор Росгосцирка Вадим Гаглоев и легендарный клоун Олег Попов — представляют российский цирк. В составе жюри — директора самых известных фестивалей, цирков, цирковых агентств и ассоциаций из Великобритании, Испании, Италии, Венгрии, Франции, США и Австралии. Большинство экспертов возглавляют локальные фестивали. Выдвинутых на «Мастера» номинантов они оценивают с позиций развития мирового цирка, а потому получение заветной статуэтки в виде шапито, держащегося на трех слонах, становится для победителя мировым признанием его работы.

Однако состав гостей премии в этом году ясно говорил о разногласиях в отечественном цирковом мире: церемонию вручения и саму премию проигнорировал целый ряд высококлассных российских артистов и менеджеров, в основном работающих не под эгидой Росгосцирка. Очень многие из них, сумев самостоятельно выжить после развала Союзгосцирка, не готовы поступиться так трудно обретенной независимостью, строгими династийными интересами и не стремятся к консолидации ради общего цехового дела.

Однако в перспективе игнорировать премию кажется недальновидным. Ведь международный Экспертный совет вправе не знать внутренних обстоятельств российского цирка и определяет победителей «по гамбургскому счету».

В этом году большинство наград в престижных артистических категориях уехали за рубеж. В номинации «Номер года» победил колумбийский дуэт «Реквием», «Аттракционом года» стала «Терракотовая армия» акробатической группы города Ухань из Китая, «Артистом года» — Стефано Орфей из Италии, а «Трюком года» стало двойное сальто на фирку Центра развития монгольского цирка. Российский цирк в числе лауреатов представляли Наталья и Андрей Широкаловы из Королевского цирка Гии Эрадзе, получившие «Мастера» в номинации «Дрессировщик года» за свою удивительную работу чуть ли не со всеми видами кошачьих хищников. Кроме того, своего заслуженного «Мастера» получила артистичная и отважная воздушная гимнастка Яна Сердюкова. Сразу два «Мастера» достались Славе Полунину. В остальных номинациях, определявших лучших режиссера, композитора, хореографа, художника, продюсера и лучший фестиваль, лишь одна премия осталась в России. Ее получили Сабина Горелик и Петр Винокуров за костюмы и сценографию к представлению «Тепло вечной мерзлоты» Государственного цирка Республики Саха (Якутия). Внеконкурсный «Мастер» в номинации «Легенда» был вручен легендарному цирковому артисту Мстиславу Запашному.

К небольшому урожаю наград российскому цирковому сообществу, болевшему за своих номинантов, нужно еще привыкнуть. На «Мастере» любой артист, проявивший себя в течение года, может оказаться в одном ряду с корифеем. И выбор экспертов, сделанный не в пользу какого-то вроде бы достойного отечественного кандидата, будет говорить лишь об уровне мирового цирка.

Премию «Режиссер года» получил лично прибывший на церемонию Даниэле Финци Паска за спектакль La Verita, в номинации «Цирковое шоу года» победила «сНежная симфония» Славы Полунина, а сам он стал еще и «Клоуном года». Распределение премий указывает направление, в котором движется мировое цирковое искусство, давно признавшее своими площадками и манеж, и сцену, и улицу. То, что Росгосцирку удалось привезти и впервые в России показать в рамках «Мастера» «сНежную симфонию», говорит о том, что в этой компании пытаются сделать то, что в мире не вызывает сомнений. А именно — признать состоятельными и достойными пристального внимания достижения «цирка на сцене».

Статуэтку «Клоун года» Полунину вручал Олег Попов, и не было во всей церемонии более символичного момента. Один из лучших цирковых коверных вручал приз победителя клоуну театральному, не считающему нужным трюкачить вообще. И было в этом что-то очень правильное, настоящее. Ведь быть клоуном не значит уметь делать трюки. Это значит быть им по группе крови, дать поселиться клоунскому существу в собственной душе и позволить ему жить по его особенным законам. И вопреки ворчанию всего российского циркового сообщества, не перестающего сомневаться в совместимости Полунина и цирка, эксперты со всего мира ясно дали понять: в цирке такой артист востребован и нигде не вызывает удивления.

Правда, ориентироваться на него сложно, поскольку в российском цирке традиция воспитания подобных клоунов отсутствует. Это не значит, что им не место в цирке и зритель не готов их воспринимать. Примером может быть недавняя петербургская премьера «Бал у Чинизелли, или 1001 Золушка», все роли в которой были отданы клоунам, не знакомым с классическими цирковыми трюками, но умеющим не менее мастерски, чем обычные коверные, чувствовать и транслировать комическое и трагическое, пребывать в состоянии постоянной и не всегда веселой игры со зрителем и самим собой.

Фото — Г. Поляк.

Однако вопрос традиции, всегда остро стоящий в цирковом мире, отчетливее всего проявился даже не на «Мастере», а на «МастерКе». Уже во второй раз в рамках вручения взрослой премии Росгосцирк приглашает детские цирковые студии к участию в конкурсе молодых талантов, и со всей страны — за свой счет — съезжается невероятное количество детей.

Уровень жюри «МастерКа» заоблачно высок для детского конкурса. Достаточно сказать, что его председателем является Олег Попов, а в составе — настоящие профессионалы из России и из-за рубежа.

Дети, сосредоточенные на исполнении трюков, были безупречны в своем стремлении достичь невозможного для своего возраста. И это им удалось. Однако в этих упражнениях на кольцах, ремнях, полотнах было мало радости, мыслей и идей, зато много было видимых страданий. В упрек руководителям детских коллективов невозможно сказать ничего — в своих городах, городках и даже закрытых поселениях они настолько изолированы от всякого плодотворного художественного влияния, что им ничего не остается, как придумывать свой цирк из пепла давно сгоревшего костра. «МастерОК» вдруг показал, как из цирка может утечь душа, если трюк нанизан на трюк и еще на трюк, и обернут в трюк, если в нем не остается места живой, веселой игре, а дети превращены в маленьких взрослых. Жюри в этом смысле ясно определило свою позицию. Гран-при «МастерКа» уехали в Ижевск за шутливый номер «Богатырская сила» в исполнении трех уморительных девчушек и в Швейцарию — за номер, в котором уже подросшие барышни были превращены в очень даже игривых детей.

Церемония вручения премии, срежиссированная Виталием Салтыковым и Олегом Чесноковым, транслировала цирковой дух через призму кабаре и кино. Крошечный Чарли Чаплин, которому не перестают поклоняться все поколения клоунов, спустился по лестнице в манеж и взлетел под купол. Очаровательный, пластичный и виртуозный, готовый валяться по манежу, хватаясь за юбки танцовщиц, ведущий Игорь Скрипко проявил себя нахальным щеголем и нарушителем устоев. Ему вторил вездесущий Александр Фриш, органичный, спонтанный и находчивый. Вскрывая конверт с именем лауреата в номинации «Клоун года», Фриш и Попов разыграли маленький цирковой спектакль, достойный войти в учебник по импровизации. А «клоуном вечера» стал заокеанский гость Давид Шайнер, сумевший, хоть поначалу и несколько неуклюже, расшевелить сочинскую публику классическими репризами с участием зрителей.

Плазменный манеж, на котором высвечивались то цветы, то красная ковровая дорожка, то видеофрагменты, выдерживал все положенные цирковые нагрузки. И это было вполне в духе цирковой философии, ведь публика в цирке должна удивляться чему-то небывалому.

«Мастер» наверняка будет еще меняться, обрастать событиями, круглыми столами, дискуссиями, но сам формат премии позволяет уже сегодня предположить, что у нее есть все шансы стать консолидирующим элементом российского циркового сообщества и платформой для общения многочисленных цирковых деятелей и артистов со всего мира.

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога