«Школа для дураков». С. Соколов.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Денис Азаров, художник Алексей Трегубов.
Еще одна «Школа для дураков». Поставлена в МХТ на Малой сцене Денисом Азаровым. Знаменитый роман Саши Соколова, несмотря на очевидную сложность для постановки, очень часто привлекает режиссеров (буквально в эти же дни состоялась премьера другой его сценической версии в Петербурге, в «Мастерской» Григория Козлова). Сложно устроенная модернистская проза, ведущим приемом которой является нарушение привычного строя литературной речи, безусловно, является вызовом для театрального языка. Но мы с вами не будем уподобляться душнилам-филологам и требовать от театра правильного (или даже новаторского) прочтения литературного оригинала, а заранее договоримся, что роман — только повод, зацепка, что каждый спектакль — совершенно самостоятельное произведение, вовсе не обязанное следовать сюжету и даже духу романа. Единственное, чему спектакль обязан следовать, как известно со времен Пушкина, — это законам, которые его постановщик над собою поставил.
Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.
Так что я отказываюсь здесь анализировать роман «Школа для дураков», а сразу перейду к театральному тексту. Главную роль в этом спектакле играет Артем Быстров. Мне этот актер очень симпатичен, он естественный, обаятельный и, как выяснилось, очень ответственный: выполнять непростые задачи, поставленные режиссером, берется с готовностью и энтузиазмом. А для этого приходится и в нескольких надетых разом зимних пальто пропотеть до нитки, и раздеться до гола, и водой обливаться, и мелом пачкаться…
Но как бы ни был органичен и дисциплинирован Быстров, его природа неизменна, его типаж — человек физически и психически совершенно нормальный, крепкий, готовый к труду и обороне. И ничего с этим сделать не могут ни текст, ни режиссер. Поэтому спектакль МХТ сразу исключает тему воображения, волшебной возможности героя видеть мир своим особым, не традиционным, безумным — то есть, внерациональным — способом. Герой Быстрова рассказывает, может, и странноватую, но, в общем, понятную историю. Это взрослый человек, вспоминающий свое детство, проведенное летом на даче, у пруда, где почему-то (не важно) еще и школа находилась. И там ему довелось пережить обычные проблемы взросления: тяжелые отношения с тиранствующим отцом-прокурором, смерть учителя — человека высокого духа и роста, влюбленность в учительницу, дружбу с девочкой и ее собакой. Все это было давно, в памяти не все удержалось, и потому, наверное, некоторые детали выглядят диковато. Но в целом история понятная, вызывающая понимание и сочувствие.
Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.
В романе Соколова доктор Заузе (все же не обойтись без некоторых сравнений) называл состояние героя, страдающего раздвоением личности, не болезнью, а чрезмерно развитым воображением. У Артема Быстрова герой абсолютно целен, а то, что он поначалу разговаривает двумя голосами, можно объяснить, например, театральным приемом апарт. Поскольку выходя в прологе из-за занавеса на сцену в синей школьной форме 70-х годов, уже взрослый герой вступает в диалог с коллективной нормой, общественным контролем своего рода, требующим соблюдения правил в процессе воспоминаний. Подвижные игры в исполнении взрослых людей выглядят несколько искусственно. Зато эротическое притяжение между героем и учительницей Ветой Акатовой очень убедительно и даже в некотором смысле вызывающе — впрочем, поскольку герой Быстрова мужчина в полном расцвете сил, то его воспоминания о давней детской влюбленности вполне могут быть выражены в полном мужского желания прикосновении к женской талии, в прошлом абсолютно недоступной.
Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.
Сценографию спектакля придумал Алексей Трегубов, художник изобретательный и активный, поэтому посмотреть в спектакле есть на что. Вот герой вспоминает, как они с мамой ходили на кладбище. Где на бабушкиной могилке сидит вполне живой «мраморный» Ангел и держит в руках фотографию Марины Цветаевой. Детство почти у каждого бывает полно драматизма, но воспоминания о детстве всегда окрашены ностальгической дымкой, которая меняет оптику. Поэтому учитель географии оказывается таким невероятно высоким, а линейка-треугольник учительницы математики такая большая. Табуретки и ведра представляются огромными, чтобы ученики особой Школы имени Лобачевского, плохо понимающие, о чем им рассказывают педагоги, казались маленькими. Главный символ спектакля и его важнейший образ — школьная доска — ее ученики покрывают длинными белыми формулами, смысл которых так и остается для всех тайной. А лучшая сцена — соревнование по киданию мокрыми тряпками: в ней есть динамика, обаяние и выразительность. В спектакле много счастливых моментов — дружба, любовь, зима с санками, мел и велосипед. И в сущности непонятно, отчего вдруг наступает трагическая развязка — не от того же, что детство кончилось, а только оно и обещало что-то?
Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.
«Школа для дураков» — не первый спектакль, который Азаров ставит в МХТ. Я видела его же «Стоиков» (а до того были «Дядя Ваня» и юбилейный «9 ряд. 10, 11 место»). У него есть вкус к метафорическому пространству, стильной сценографии, современной пьесе, но при всех этих достоинствах спектакли, им поставленные, вызывают у меня ощущение застывшего времени. В них как будто не хватает внутренней тяги. Вот и в «Школе для дураков» действие вроде развивается, происходят события, сменяются картины, но нет органического движения. Самой положительной рецензией для этого спектакля была бы фотогалерея, потому что сценически все разнообразно и эффектно. Но настоящий театр всегда прорастает изнутри, рождаясь из соблюдения собственных, выбранных именно для этого спектакля, условий театральной игры, и вот этот театр для меня возник только в тех сценах, где ученики кидают в доску мокрые тряпки, а главный герой выступает комментатором их соревнований. В этих простых этюдах появляются и динамика, и драйв, и, как ни странно, рождается самая яркая метафора, заставляющая вспомнить великий роман, ставший причиной для создания этого спектакля. Потому что Соколов написал историю про ценность бессмысленной свободы быть любым собой.







Комментарии (0)