Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 декабря 2024

ШКОЛА МОЛЬЕРА

«Мнимый больной». Ж.-Б. Мольер.
Небольшой драматический театр.
Режиссер Кирилл Сёмин, художник Алена Ромашкина.

Есть случаи в театральной жизни, которые совершенно обезоруживают, и лучше таких случаев, кажется, ничего нет.

Отказывают ключи, которые всегда страшно потерять, но еще невероятнее, если они вдруг не подходят. Или дети задают вопрос о том, что вроде давно известно, но ответить невозможно. В общем, дверь открыта, а вы ковыряетесь в замке — ответы есть, но они ничего не объясняют. Что-то такое случится с вами, если вы побываете на спектакле НДТ «Мнимый больной»: подумаете, давно я так не смеялся в театре, а потом на вас нахлынет почему-то даже пугающее чувство, мол, а что это было?

С. Уманов (Арган), Н. Малышева (Луизон).
Фото — архив театра.

Это был потрясающе наивный спектакль с нескончаемой «отсебятиной», зверским потоком актерских «штучек», идущий вроде «без правил» и на том отчаянном кураже, про который резонно заметить: а как еще, а что еще нам сегодня осталось?

Заявили пьесу Мольера в переводе Т. Щепкиной-Куперник, но об этом как-то даже неловко вспоминать. По канве этой пьесы сочинили мольеровский, старинный театр. Здесь открывают шелестящие занавесы цвета серебристого «металлика» или «бабушкиной портьеры»; какая-то светлая «дачная» занавесочка висит вместо задника, а на расставленных в глубине порталах виднеются синие «маркизы». Здесь высоченная Анжелика на каблуках и в корсете кажется несгибаемой барби, прекрасная Белина возлежит на атласном ложе, а вставая к утреннему кофе, вместо домашнего халатика набрасывает соскальзывающий с обнаженных плеч алый плащ роковой женщины. Здесь широченные «палаццо» Клеанта соседствуют с бриджиками и гольфиками Тома, сына Диафуаруса, а сам Диафуарус является в стеганом пальто-халате из номенклатуры хорошо знакомого дешевого «китайского» масс-маркета. И весь этот хаос пестрых цветов и несовместимых фактур прорастает в бытовой обиход, «одомашнивается», узаконивается, становится чуть ли не единственно возможным мольеровским абрисом школы жен, мужей, дочерей, сыновей, поколений… уроком истории.

Какой театр — такой урок, и просветительский пафос в НДТ усвоили по-своему, не стесняясь. Здесь мало места и жизнь небогатая, поэтому собрали, мол, как смогли — балаганисто, площадно, «народно». Зато понятно: поиздержались времена, хоть и корчится эпоха от аляповатых амбиций, выискивая стили и выворачиваясь наизнанку, «голь на выдумки хитра».

Н. Малышева (Луизон), Т. Рябоконь (Туанетта).
Фото — архив театра.

Такая комедиантская отвага включает недозволенное напряжение, и лампочка в доме мнимого больного Аргана, конечно, шипит и трещит. Лампочку под абажуром придумали и добавили, чтобы то и дело подкручивать, а то ведь перегорит. Формальность, конечно, но очень хотелось сделать вот этот бесхитростный — в лоб — трюк с лампочкой, про себя. Чтобы сказать: тут током ударит, ведь артисты — как дети, доиграются! Но как дети, они играют про взрослых, про жизнь — знакомую, невыносимо привычную и фантомную, фриковатую, как в бреду.

Для такого театра нет запрещенных тем. Он — пересмешник, старая сказка по Проппу, он не типичный — но архетипичный, не сюжетный — но сверхсюжетный, не исторический — но вечный. В школе Мольера — все актерски и на публику: даже Луизон, вдруг оказавшаяся больным, дэцэпэшным ребенком, даже традиционный влюбленный Клеант — знакомый и приставучий «мачо» с его неиссякаемой и запредельно откровенной сексуальностью. И болезнь, и секс — приметы неподражаемой узнаваемости, а за ними — странная мелодия бытия, которую сцена творит так трогательно и целомудренно, как это возможно, только если к каждому докопаться до души, достать до нерва и рассекретить всего на миг, на лету, почти не больно.

С. Уманов (Арган), Т. Рябоконь (Туанетта).
Фото — архив театра.

Спектакль проносится по пьесе в какой-то нескончаемой «импровизации», которую, как известно, труднее всего найти и тем более сохранить. Режиссер Кирилл Сёмин — один из самых главных актеров НДТ, занятый во многих иных постановках. И, конечно, давно впитавший темы и повадки этого театра, он ведает о своей компании все, вдохновенно собирает театральный текст как инструмент для исполнения «фирменных» мелодий. Почти всем дан какой-то особый, отдельный выход, точно бенефис, и каждый из занятых в «Мнимом больном» с видимой легкостью берет свою высоту. На маленькой сцене композиции как бы сами собой центростремительны, и следующие друг за другом эпизоды преподносят зрителям сюрприз за сюрпризом — за занавесом, который выглядит предназначенным для эстрадных, а, может быть, цирковых номеров. Несколько лет назад, в связи с постановкой без сомнения эпохального и пророческого спектакля «Война и мир», Римас Туминас довольно строго заметил: «Это наша обязанность: цирк сознания, переворотов, изменения души, настроения, порывов». И не натяжкой оказывается вспомнить одного из самых тонких и пронзительных режиссеров века — «века» донельзя трагического, по-своему шиворот-навыворот пересобравшего и мир, и войну.

Сбоку пристроились клавиши, но дело даже не в том, кто и как сыграет домашнюю песенку на старинный лад, а в том, как не переставая сходятся и ломаются ритмы персонажей и артистов, создавая магию лицедейства, только с виду шутовского, а в глубине — невыразимо серьезного.

«Что ведет нас еще дальше, еще дольше,
Все не так, как раньше, лед все тоньше».

Оказывается, чего не коснись, все доступно этой школе Мольера — глядящей вокруг себя сквозь театр.

С. Уманов (Арган), А. Шельпякова (Анжелика).
Фото — архив театра.

Одно, пожалуй, оказалось не нужно в НДТ — отдельные балетные и прочие дивертисменты, составляющие большую долю пьесы в оригинале. Потому что здесь музыкальный дивертисмент вошел в плоть и кровь, сросся с каждым из персонажей. Живое актерское самочувствие зашифровало знаменитые синтезы жизни и сцены, и музыки, и рисунка, и стиха.

Клеант (Илья Тиунов), со слов своей юной пассии, в будущем станет великим актером, а нынче переходит в отрывки хрестоматийных ролей по поводу и без, нелепо и самозабвенно. Он «прогоняет» монологи Чацкого в момент оскорбленных чувств, когда его Анжелику, с которой он на виду всего зала «преступил» и «попрал» традиционные «скрепы», грозят выдать за тихого «психа» Тома. Клеант выступает наобум и попадает по действию, как по нотам.

Белина (Вера Тран) играет то ли на флейте, то ли на дудочке, потому что участвует в домашнем выступлении для гостей, сама не ведая, как весь этот Содом и Гоморра втянули ее в себя, и смотрит, не мигая, глуповато, без затей, не теряя характерного «сучизма», а все же безропотно и даже беззащитно.
Брат Аргана — Беральд (Даниил Шигапов) — оказывается слепым и запойным, но «всезнайкой». Его выход во втором акте с кулачными боями, слезами, падением за диван и появлением оттуда же, как кукла из-за ширмы, работает на усиление, чтобы вздернуть и довинтить до апогея всю эту невозможную феерию истинно мольеровского «разлива».

В. Тран (Белина).
Фото — архив театра.

Папаша Диафуарус (Константин Шелестун), рассевшись, словно Варламов в именитом «Маскараде», вдруг ни к селу, ни к городу читает стихи служанке Туанетте, да так, словно главная лирическая, пронзительная нота почему-то доверена именно ему, и роль короткая, прерывистая становится незаменимой. На этой ноте, будто случайной, повисает сюжет для тех, кто еще умеет слышать и видеть невооруженным глазом, — рентгеновский снимок тайных печалей, одиноких душ, скрытой сердечной боли. И правда, соединить медицинский анализ с поэзией и лирикой — главная «фишка» НДТ и его пра-родителя Эренбурга. Тут особая «ниша», в которой никого и ничего похожего нет. Разве что сила духа, сама собой собравшая опыт от Вахтангова до Гротовского, от Эфроса до Крымова, от Туминаса до последнего мига.

И самой сильной натянутой струной, диву даешься, проходит по спектаклю главная роль мнимого больного Аргана. Артист Сергей Уманов держит узел изнутри, живет с изнанки, как будто вся какофония наших дней должна, наконец, пристыженно умолкнуть. Его Арган не знает, как отбиться от этой нескончаемой «мольеровщины». Дочки вряд ли порадуют, жена вряд ли поймет. Разве что немножко чокнутая Туанетта в исполнении Татьяны Рябоконь с ее сумасшедшей преданностью и необъяснимой любовью выручит в трудную минуту и снова сорвется в непредсказуемо лукавый и невозможно взбалмошный тон. Школа Мольера оборачивается сегодня для НДТ неразменным шекспировским шутовством и страшным изводом бывших людей, утонувших в собственном воображении, нашенских иллюзиях, маленьких домашних театриках для современных бедовых судеб.

И. Тиунов (Клеант), А. Шельпякова (Анжелика).
Фото — архив театра.

Арган в пижаме, с которой вроде и незачем расставаться весь спектакль, появляется, чтобы начать представление. Словно из цирка и ада сбежал, занавес приоткрыл, вышел и снова задернул, отбиваясь от невидимых «домочадцев» и закуривая воображаемую сигарету под звуки будто никому, кроме него, неслышной мелодии. Он мог бы быть дирижером, всеведущим конферансом, наконец, умным режиссером на празднике жизни. Он «мог бы» и «не может» по-чеховски — быть Чайльд-Гарольдом, Колумбом… Потому что он всего лишь мнимый больной в простенькой и потрепанной жизнью пьеске. У него Луизон — инвалид, и нужно терпеливо сносить ее диковатость; у него Анжелика — в переходном возрасте, и по дому раскиданы презервативы; у него брат — плут и обманщик вроде кота Базилио, от которого точно нет спасу. И все они — единственные, близкие, назначенные почему-то плыть в одной лодке, которую в любой момент снесет неведомая воля тотального бардака в полное отчаяние и чернуху. Поэтому Арган терпелив.
Уманов играет своего Аргана — не театрального, чужого на этом шумном пиру сценичных «аномалий». Он не очень умен, не приучен вертеться и давно устал, потому как всем и всеми вокруг подзадолблен. Он давно ничему не удивляется, принимает сердечные капли, похоже, имеющие действие плохих транквилизаторов, и ими же потчует кого ни попадя. Он бывает сентиментальным, когда достает из маленького сундучка детские вещи — реликвии, а бывает самодуром, когда решает спасти и выдать замуж, как положено, свою непутевую дочку.

Он знает, что служанка Туанетта никогда не оставит его, несмотря на его горячечно-бессмысленные лобзания с молодой женой.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

И вот оказывается, что Сергей Уманов под аккомпанемент Татьяны Рябоконь, а вернее — они оба, дают невероятно острый и современный дуэт.

«Нас все меньше, и хоть это тяжко,
Выживает сильнейший, но побеждает неваляшка».

И такая пронзительная получается пара, каждый в отдельности и оба вместе, что нет никаких сил откреститься от этой «некомедии», потому что мольеровская школа так театрально взяла за живое — за наши во всем виноватые и все еще по-детски глупые, будто невинные души.

В финале, как ружье, которое обязательно выстрелит, — лампа коротнет, и ударенный током Арган даст немую сцену эпилога. «Домочадцы» раздобыли ходунки, и его, разбитого параличом, забудут на сцене одного — почти как Фирса в спектакле НДТ «Вишневый сад», поставленном, кстати сказать, с каким-то шекспировским размахом. «Весь мир — театр», а наш, если сильно приглядеться, тем более. Конечно, немного вульгарно… но как есть.

Комментарии (0)

  1. Марина Дмитревская

    Больного нет. Ни настоящего, ни мнимого. Есть «Окно в Париж», которое периодически открывает Сергей Уманов, вдыхая воздух свободы от сумасшедшей жизни в безумной семейке. И ждешь, что же будет происходит с этой грустью-тоской. А ничего не случается, Аргана просто шибает током и он тоже становится умственным калекой, как его дочка Лизон и жених Тони. Инвалидом – по новым предлагаемым – делает его не драматичнеский ток, а несчастный бытовой случай с перебоем электроэнергии. Я в замешательстве, дорогая редакция…
    Что есть еще? Есть отработка классических штампов НДТ: три героя увечны. А есть грациозно инкрустированные в ткань отсылки из Чехова, Островского… Вообще первый акт неплох!
    Есть отлично сыгранная Татьяной Рябоконь Туанетта с ее любовью к Аргану. НО вот что стало сильно напрягать в современном театре (не только здесь, но и здесь тоже). Все нужно проговорить «ротом». Вот играет Рябоконь некую тайну любви своей героини. Так нет, надо посадить ее за пианино и чтоб она спела для разъяснения про эту любовь. А потом еще и текстом высказалась. И – все, и неинтересно, и элементарно, а ведь как играла первый акт – залюбуешься.
    А еще – неимоверно затянутый второй акт. Привычно думать, что этюд – не диван для рассидки, а средство передвижения. Но нет. На этюдах рассиживаются и разлеживаются – как на любимых кроватях. Особенно с появлением Даниила Шигапова. Когда сидишь и ждешь на четвертом часу действия – когда же закончат, разве это комедия? Да и для драмы длинновато. А главное – неясно, про что был спич, если все вопросы к Петроэлектросбыту. Разрушая одну структуру, все же не умеют собрать другую.
    А то, что Рябоконь, Уманов и Шелестун – мастера, кто ж спорит? Но и они не вода и не огонь, чтоб смотреть бесконечно…

  2. Сергей Уманов

    Спасибо за статью.
    Спасибо за комментарий.
    Оба мнения ценны .
    Идём дальше.

    .

  3. Андрей Кириллов

    Согласен, скорее, с Мариной. Есть тонкие лирические мгновения. Есть яркие игровые эпизоды. Есть любимые актеры. И Т. Рябоконь из них первая. Но пересочиненный Мольер в нечто внятное не складывается. Второе действие рассыпается и плывет. А вместе с тем плывет и восприятие. И это никакой не организованный хаос театральной самодостаточности и самоигральности. В моем восприятии это хаос недодуманности и недостроенности. Все претензии к режиссуре. И по части драматургии спектакли, и в плане его постановки. Ну и да: физическая инвалидность как вершина характерности — не из моих любимых средств выразительности. Увечных даже не трое, а четверо, включая парализованного Аргана-Уманова в финале.

  4. НадеждаТаршис

    Всё обострено и всё нежно: автор рецензии с этим разобралась очень точно. Ну это ж и есть роскошество от НДТ, — индивидуальное, сохранённое «от молодых ногтей», т. е. от Мадрида-Мадрида. Неизбывная откровенность «натуры», органичный для этого театра парадокс: физиология более чем не затушёвана, но и одушевлено всё насквозь. Это гротескный стык, и он катартичен. Здесь все и каждый ужасны, несчастны, и максимально щедры во всех своих проявлениях Спектакль просто терапевтически необходим сегодня. И он глубок, не так уж наивен. О человеке как таковом, о жизни как таковой; на то и театр. Да, тут своенравный парафраз «Мнимого больного». Обошлись без сатиры, без «клистироносцев». У Кирилла Сёмина получилась при этом вещь тонкая. Наверное, потому, что сердцевина феномена НДТ, сам упомянутый парадокс, составляющий суть актёрского существования в этой труппе, становится здесь содержанием. Всё сошлось в едином фокусе. Ансамбль исключительный, и выразительны все. О Сергее Уманове-Аргане сказано прекрасно. Татьяна Рябоконь- Туанетта — здесь и в актёрском, и в человеческом смысле — момент истины в параметрах этого спектакля. Вот острая, режущая грань беспримесного гаерства и одухотворённой игры, исключающей поверхностно-мелодраматическое восприятие. Не случайно она здесь и музыкантка (спектакль обходится без интермедий, но пропитан музыкой),

  5. Евгения Тропп

    Спектакль оказался «цепким» – не отпускает, несмотря на набегающие каждый день новые волны впечатлений.
    Наверное, он объективно поменялся после первых показов, о которых пишут выше комментирующие коллеги. Во всяком случае, я, готовившаяся к бесконечному второму акту и переходящему за три часа общему объему, в 21.40 уже получала вещи по номерку в гардеробе. После продолжительных аплодисментов зала!.. То есть – каждое действие по часу с минутами. Конечно, критики пишут здесь, скорее, о субъективном ощущении длиннот и провисов, а не о фактическом времени, но все-таки.
    Туминас помянут Ириной Кирилловой совсем не случайно. «Старинная французская песенка», кружение которой держит ритм туминасовского «Евгения Онегина», и здесь, в «Мнимом больном», так важна. И так нежна. (Конечно, не в феерической обработке Латенаса, а в такой домашней милой форме.) Живая музыка спектакля меня совершенно покорила. Упоение, другого слова нет. Как постоянно открывающаяся дверка в лучший мир – выход из этого домашнего не ада, не содома, но такого опостылевшего и доставшего сумбура. Вот как открывает с точнейшей памятью физического действия Арган воображаемую дверь воображаемого балкона и упивается воображаемыми звуками Парижа – так и музыка как будто отворяет каждому некий портал и переносит в «более лучшее» пространство-состояние-настроение. В Париж, в Париж!.. А мечтать о недосягаемом Париже можно, даже находясь в Париже, как мечтают о Москве герои спектакля «Три сестры» посреди Москвы, потому что она, прежняя, истинная, «на расстоянии одного пожара». В Мадрид, в Мадрид…
    Этот спектакль – в том числе и сборник воспоминаний о прежних спектаклях НДТ (даже вполне себе идущих, не ушедших в прошлое). Резко стартуя с шокирующей находки использованного презерватива, «Мнимый больной» сразу же отсылает к «Мадриду» (боже мой, тот незабываемый полет на надутом, как воздушный шарик, презервативе!..), и девочка с ДЦП Луизон – театральный привет Хустине, «дурочке» из того безумного семейства. Примеров множество, и для меня это не самоповтор театра, а сознательный творческий ход. Однако сравнение выявляет вот что. Мне показалось, и это главная для меня проблема спектакля, что жанр сбивается, хромает. Не получается тот самый крутой гротеск, что свойствен лучшим, совершенным творениям НДТ. Тот гротеск, в котором смешное и трагическое, противное и возвышенное, низменное и воздушное – неразделимы. Здесь же, в основном, всё это чередуется. Комичное сменяется лирическим, грустное – потешным, юмор телесного низа отделен от серьезного и искреннего поэтического порыва.
    Это неплохо, но не так круто, простите за сленг.
    Что восхищает? Грандиозная в своей тонкости работа Сергея Уманова (тут нужна длинная статья про актера в роли со всеми деталями, нюансами, кардиограммой…). Татьяна Рябоконь – присоединяюсь ко всем прекрасным словам коллег. Очень хороша, цельна и смела Анна Шельпякова. Ее Анжелика, с одной стороны, как бы скульптурно плотный образ (характер, направление воли, качества), а с другой – тут большой эмоциональный диапазон, чувственная нюансировка. То есть, возникает драматизм «вылепленности» образа – и его душевной пульсации.
    Замечательна способность каждого в этом ансамбле виртуозно и стремительно переходить по шкале эмоций, взвинчивать – не теряя подробности существования – невероятный скандал из только что ровно протекавшего разговора. Это очень смешно. Даже если не хохочешь в голос, а просто тихо восхищаешься тем, как сделано.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога