Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 июня 2019

СЦЕНОГРАФИЯ ВНЕ СЦЕНЫ

30 мая в фойе Театра им. Ленсовета открылась выставка молодых театральных художников «Пространство» (в рамках творческой лаборатории «Пространство сцены»)

На выставке, созданной под руководством искусствоведа, доцента кафедры сценографии и сценического костюма РГИСИ Надежды Хмелевой, представлено более сотни эскизов костюмов и декораций молодых петербургских сценографов — от вполне опытных и работающих в театрах страны не одно десятилетие (Анвар Гумаров, Фемистокл и Ольга Атмадзас) до еще студентов выпускных курсов (Александр Зверздин, Анастасия Шафикова, Дарья Караулова и Дарья Здитовецкая). Экспозиция не дает практически никакого представления как о самих спектаклях, качестве и способе их сценографического решения (из нескольких эскизов порой даже невозможно толком понять, как осмыслено пространство сцены в той или иной постановке), так и о творчестве конкретных художников — по паре-тройке работ судить об этом, конечно, нельзя. Но такой задачи организаторы выставки себе, пожалуй, и не ставили. Важна сама возможность для молодых театральных художников выставиться, показать свои осуществленные работы широкой публике, причем не только профессиональной. В этом состоит большая ценность и в определенной степени даже смелость такого шага! На протяжении месяца любой посетитель театра сможет свободно увидеть выставку, познакомиться с новыми (по большей части) именами в сценографии. Каждая этикетка, кстати, включает электронный адрес художника, подчеркивая открытость для творческих контактов.

Фото — Ю. Смелкина.

Кроме того, выставка сама по себе является срезом, представляющим богатейший материал для понимания процессов, происходящих в современной отечественной сценографии. Она явно показывает тенденции в этой сфере, иллюстрирует процесс преподавания (коль скоро большая часть художников — недавние выпускники) и обнажает болевые точки профессии.

География постановок чрезвычайно обширна. Молодые петербургские сценографы (в соавторстве с режиссерами) сейчас работают в репертуарных театрах по всей стране, что, конечно же, очень здорово. На выставке представлены работы Ильшата Вильданова для Хабаровского краевого театра драмы («Бесконечный апрель» Я. Пулинович, режиссер Е. Богинская, 2017), Александра Храмцова для Русского драматического театра им. А. В. Луначарского в Севастополе («Кьоджинские перепалки» К. Гольдони, режиссер Г. Цнобиладзе, 2019) и Томского ТЮЗа («Маугли» Р. Киплинга, режиссер Г. Цнобиладзе, 2019), Дарьи Карауловой для «Чехов-центра» в Южно-Сахалинске («Волшебное королевство», режиссер Н. Шаркова, 2018), Антона Батанова для Челябинского молодежного театра («Принцип Леонарда» К. Костенко, режиссер А. Вахов, 2018) и многих других.

С другой стороны, очевидно, что попасть в столичные театры молодым сценографам по-прежнему очень сложно, и дело здесь не только в художественных вопросах и уровне мастерства. Мировой или хотя бы европейский уровень остается для них и вовсе полностью закрытым. Тенденции мировой сценографии указывают на все большее обращение к медиа-артистам, владеющим в том числе и современными визуальными технологиями, но даже в совершенно традиционалистских с точки зрения сценографии спектаклях вряд ли поймут художника, который принесет эскизы, сделанные «от руки». Конечно, такие работы ценны и обаятельны, но не всегда адекватны сценической задаче.

Многие из представленных на выставке работ выглядят как самоценные произведения искусства: художники уходят от утилитарности в работе над костюмом или изображением декорации на сцене к ее «красивости» и законченности с точки зрения визуального восприятия и мастерства. И при этом настоящим вызовом для молодых сценографов становится умение выставляться. Вопрос «как и где показывать сценографию вне сцены?» остается открытым. Участники выставки предоставили все, что только было возможно: эскизы костюмов и декораций, коллажи сцен, плакаты и афиши, фотографии выпущенных спектаклей, готовы были и макеты дать для показа, но технические возможности не позволили. Такое богатство материалов нуждается в грамотном экспозиционном осмыслении, но опыт художников часто сводится только к развеске работ на студенческих просмотрах.

В.  Фирер, Э. Кочергин, Н. Хмелева на открытии выставки.
Фото — Ю. Смелкина.

Удивительно, но практически никто из участников (и их учителей) не занимается серьезной станковой работой. И это — яркая черта и проблема театральных художников нашего времени. В прошлом веке лучшие художники часто приходили в театр из живописи: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, К. Коровин, А. Экстер, Н. Акимов, Т. Бруни — все известны не только своими театральными работами, но и прекрасными пейзажами, портретами, абстрактными композициями. Выделяясь в отдельную профессию, работа художника для театра, возможно, стала более осмысленной, но в то же время и слишком узкой и закрытой. Мы не встретим имен сценографов в составе выставок крупных музейных институций, галерей современного искусства, арт-рынок вообще ничего о них не слышал. А работы ведь при этом замечательные! Отсутствие практики и навыка коллективных и индивидуальных выставок сценографов, умения работать с галереями и выставочными пространствами, способности войти в частные и музейные собрания в качестве автора, презентовать себя зрителю именно как художника — открытый и болезненный вопрос сообщества.

В этом смысле важность лаборатории «Пространство сцены» сложно переоценить: показать себя вне сцены на относительно нейтральной территории для широкой публики — для театрального художника роскошь необычайная.

Интересной чертой выставки стало то, что, глядя на отдельные работы, можно легко и точно определить, у кого же художник учился. Выпускников Владимира Фирера, Вячеслава Окунева видно без подсказок: практически во всех эскизах сохраняется приверженность манере мастера, его способам работы с пространством, излюбленным сценографическим приемам. Такая преемственность говорит о плотном контакте ученика и мастера, передаче профессии «из рук в руки», но и о том, что поиск себя и своего стиля в работе многим еще предстоит.

Хочется надеяться, что путь этот будет интересным, обогащающим и успешным для художников, которым очень своевременно выпала замечательная и нужная возможность — представить свои работы в рамках лаборатории.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога