Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 февраля 2021

НА ФЕСТИВАЛЕ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» ИМ. А. ВОЛОДИНА ЗАВЕРШИЛАСЬ ПРОГРАММА «ПЕРВАЯ ЧИТКА» — 2021

Из-за карантина общим решением организаторы перенесли показ спектаклей на 21–25 сентября, назвав фестиваль-2021 «ОСЕННИЙ МАРАФОН».

Но если что-то не устроить в феврале — город начнет забывать о Володинском. Поэтому было решено провести в обычные сроки «Первую читку» — знаменитый драматургический проект представления новых текстов. Их, более 300 штук, читали не только внутренние эксперты (под руководством театроведа-модератора Ольги Каммари это были Нияз Игламов, Ника Пархомовская, Олжас Жанайдаров, Дмитрий Крестьянкин, Алексей Стрельников, Анна Самсоненко), но и шорт-ридеры, практики, люди знаменитые. В этом году ими стали драматурги Евгений Гришковец, Ольга Мухина, Наталья Скороход, режиссер Яна Тумина, продюсер и критик Олег Лоевский.

Читка пьесы «ОПК» Артема Материнского.
Фото — Алексей Иванов.

Нельзя сказать, что ридеры были чем-то восхищены и пленены, нет, они отзывались о многих текстах вполне критично. Но, тем не менее, в шорт-лист вошли:

«Документальная пьеса № 69» Екатерины Роса
«Тахир и Зухра» Зухры Абакаровой
«Плотник» Лидии Головановой
«ОПК» Артема Материнского
«Звезды в черной дыре» Вероники Вельт
«Однажды за Южным берегом Москвы» Юлии Бочаровой
«Наше лето 1999» Эрика Царукяна
«После Бали» Исмаила Имана
«Черная пурга» Анастасии Букреевой

Эскизы 9 выбранных пьес осуществили молодые режиссеры, в основном — магистранты режиссерской мастерской Виктора Рыжакова — с актерами Театра «На Литейном».

После как никогда многолюдных просмотров и обсуждений своими суждениями поделились Олег Лоевский и Нияз Игламов. Мы попросили их обозначить некоторые тенденции.

Читка пьесы «Тахир и Зухра» Зухры Абакаровой.
Фото — Алексей Иванов.

О л е г   Л о е в с к и й Тенденция проста. Исчезает монохром нарративного театра, мало того — нарратив уже заносится в Красную книгу и даже возникает лаборатория нарративного театра (в Новосибирске). Но в «Первой читке» (выбор лонг- и шорт-листа) существовал баланс. Есть пьесы нарративные (это не сериальный вариант, а художественный, интересный), а есть пьесы настроения, впечатления, круговерть внутреннего самопознания, столкновения с проблемой.

Как шорт-ридер я выбрал две пьесы. «Тахир и Зухра» — это для меня пьеса номер один в этой читке, потому что соединение истории мигрантов, поэтического языка, многослойности восприятия мира, игры с русским языком, игры с испорченным русским языком, которая становится уже частью нашего сознания, — все это сделано Зухрой Абакаровой блестяще. А вторая выбранная мной пьеса — «ОПК» Артема Материнского о сегодняшнем религиозном воспитании в школе, о том, как дети на это реагируют. Ее написал человек-практик, это то, что называется «драматургия бывалых людей». Он сам преподает ОПК, знает, о чем говорит, и в пьесе передал монолог своей ученицы, связанный с насилием религиозного воспитания и внутренним чувством, которое вызывает этот предмет.

Н и я з   И г л а м о в Я бы выделил еще одну тенденцию. Мне показалось, что полгода, которые люди провели в изоляции, заставили драматургов больше сконцентрироваться на личностном начале, на проблеме взаимоотношений с самими собой, воображаемыми и реальными персонажами, на процессах коннекта-дисконнекта. Обострились связи внутри текстов, я чувствую в большинстве пьес биение времени. Стало больше сострадательности, внимания к миру. Раньше многие детали проскакивали, сейчас даже в тех пьесах, которые понравились мне меньше, это есть. Есть внимание к деталям, которого были лишены еще недавно превалировавшие концептуальные тексты.

О л е г   Л о е в с к и й Молодые режиссеры, которых привез Витя Рыжаков, оказались людьми, которые чувствуют текст, жанр читки был представлен разнообразно — от эскиза до артистической читки, как у Рината Ташимова. Многое сложилось, и слова Сергея Морозова о том, что две пьесы могут попасть на сцену репертуарного театра, говорят о том, что хоть мы и не стремимся к результату (читки — это лаборатория, процесс), но процесс становится интенсивнее, скрещиваясь с реальным театром.

Читка пьесы «Черная пурга» Анастасии Букреевой.
Фото — Алексей Иванов.

К двум этим суждениям прибавим и отзыв Н а т а л ь и   С к о р о х о д из ее Фейсбука: «Первая читка на Володинском фестивале меня порадовала. Неторопливость и четкий механизм сценария дали возможность для раздумий и размышлений над тем, как сегодняшняя реальность просачивается на сцену и какие ее на этом пути подстерегают капканы. И это было абсолютно питерское событие, московские понты мгновенно купировались питерской вязкостью, болотный (да, и в этом смысле) дух присутствовал и в событиях, и в рефлексиях. Магия локуса. Мне не удалось посмотреть все, но вот впечатления о виденном. Молодая драма работает с мифом, хронотропом и телесностью, социальное прорывается во всех текстах, даже самых безнадежных. И это радует. Последняя читка пьесы Насти Букреевой вдруг обнажила для меня суть этой (казавшейся мне ранее проходной) пьесы. „Черная пурга“ — текст о непроговоренных травмах нашего социума, это очень важный текст и в контексте настоящего, и в контексте общей истории отечественной драмы. Очевиден и забавен был и раскол между поколениями: молодые режиссеры слышат своих ровесников-драматургов лучше, чем любые эксперты».

И это так. Недаром Виктор Рыжаков говорил, подводя итоги, что режиссура — это умение расслышать автора, вступить в диалог с новым текстом.

Спикеров записала Марина Дмитревская

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога