Не учитывая мои пожелания, без моего участия готовится решение по назначению на пост директора Большого театра кукол. Решение принимается на уровне вице-губернатора Санкт-Петербурга, так что даже Комитет по культуре бессилен повлиять на ситуацию.

Ранее озвученная мной кандидатура Андрея Соколова — специалиста, отлично зарекомендовавшего себя в менеджерской театральной среде и находящегося со мной в партнерском диалоге, — не принимается во внимание. Имея блестящий репертуар, первоклассную молодую труппу, несколько масштабных проектов, театр остро нуждается в экономическом и менеджерском развитии. Поэтому нам нужен не просто директор, но заинтересованный в развитии антикризисный менеджер, способный вывести БТК на новый экономический уровень.
Кандидатура Татьяны Борковской, протежируемая вице-губернатором, не то что крайне абсурдна (поскольку человек не имеет должного образования и опыта), но, на мой взгляд, может явиться причиной катастрофического разрушения довольно тонко настроенного организма БТК.
Удивительно, с какой легкостью и пренебрежением к мнению главного режиссера, актеров, всех участников напряженного усилия по созданию живого театра возможно принимать решения, способные уничтожить труд всех этих людей.
16 мая 2021 года Санкт-Петербургскому Большому театру кукол исполнилось 90 лет. 15 из них театр возглавляет Руслан Кудашов – ведущий театральный режиссер, который буквально с колен поднял театр – создал уникальный репертуар, подобного которому нет ни в одном театре кукол. Сейчас в БТК около 80 постановок для детей и взрослых, спектакли ставят молодые режиссеры и мастера своего дела. В репертуар театра входят Библейская и Поэтическая трилогии, спектакли по русской классике и новой детской литературе. Постановки постоянно участвуют в масштабных театральных фестивалях и получают награды. БТК ведет активную проектную деятельность: за последние семь лет организованы три театральных фестиваля: «Маленький сложный человек», «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол» и «БТК. Generation». У театра прекрасная молодая труппа. Благодаря Руслану Кудашову в нашей стране появилось целое поколение молодых режиссеров (курс, набранный при РГИСИ).
Однако у театра давно существуют проблемы с административной частью. Низкий уровень зарплат, неухоженное здание, отсутствие рекламы, слабый управленческий аппарат. В 2019 году на бывшего директора Александра Калинина было заведено уголовное дело. Работой Александра Калинина не был доволен коллектив, но уважение к тому, что именно он пригласил Руслана Кудашова в театр, заставляло всех смиряться с ситуацией. После этого исполняющим обязанности директора была назначена Анжела Купец, бывший заместитель Калинина. Ей удалось поддержать работу театра, но проблемы не исчезли.
В 2021 году театром на должность директора была выдвинута кандидатура Андрея Соколова – нынешнего директора подмосковного театра ФЭСТ – успешного, прогрессивного молодого менеджера, который однажды уже сумел вытащить театр из ямы. Андрей Соколов – номинант Вахтанговской премии в области организации театрального дела как один из лучших менеджеров страны. Кандидатуру Андрея Соколова на должность директора БТК поддержали: директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, председатель СТД РФ Александр Калягин, директор «Ясной Поляны» Екатерина Толстая, директор РАМТа Софья Апфельбаум, директор театра «Сатирикон» Владимир Казаченко, директор Губернского театра Лариса Вильясте, первый заместитель художественного руководителя – директора МХТ им. А.П. Чехова Марина Андрейкина, директор Московского областного театра кукол Олег Лабозин и др. Комитет по культуре кандидатуру также поддержал и направил в Смольный. Руслан Кудашов лично связывался с вице-губернатором Борисом Пиотровским, говорил про Андрея Соколова, тот обещал помочь.
Через какое-то время стали ходить слухи (вышел пост в tg-канале), что в БТК хотят назначить чью-то протеже, у которой нет опыта, но есть связи. Ей оказалась Татьяна Борковская – жена известного актера Евгения Сидихина. В ее резюме много интересного: вечеринка ОАО «Полиграфоформление» (200 гостей в отеле «Астория»!) и издание поэмы Марины Цветаевой «Молодец». По образованию – актриса театра кукол. Никакой репутации в профессиональном сообществе Татьяна Борковская не имеет, опыта управления театром у нее нет, как нет и ярких, масштабных реализованных проектов. Вывод напрашивается сам собой: tg-канал оказался прав! Кому-то из администрации очень нужно пристроить кандидатку.
Коллектив театра во главе с главным режиссером крайне возмущен поведением властей. В юбилей у театра было много надежд на перемены к лучшему, но правительство города собирается преподнести одному из лучших театров города другой подарок. Большой театр кукол не намерен смиряться со сложившейся ситуацией.
Очень хочется верить, что здравый смысл перевесит обсурдное решение!! Театр знаком и любим многими поколениями маленьких и не очень, зрителей!! Любим таким какой он сейчас! Профессиональные актёры, шикарные спектакли, доступность многим категориям зрителей!! Зачем это портить!! Позвольте наслаждаться работой этого коллектива и дальше!! Ведь разрушить хорошее легче, чем создать его ! !!
Конфликт с назначения директора БТК вновь актуализировал давнюю проблематику: полное отсутствие ведомственных методических рекомендаций о порядке назначения ключевых фигур в подведомственных театрах.
Причина конфликта не в отдельно взятом начальнике, а в отсутствии регламента (или алгоритма) кадровых назначений, которым должен руководствоваться чиновник от культуры.
В конце 2019 г. Л.Г.Сундстрем включил меня в рабочую группу по разработке Концепции развития театрального дела в РФ 2020-2030.
В этой связи, мной был подготовлен текст, описывающий возможный алгоритм (порядок) назначения художественных руководителей государственных репертуарных театров с труппой, а их в стране — большинство.
Алгоритм сформирован на основе 3-х стороннего консенсуса: труппа — эксперты — власть.
По моему разумению, 3-х сторонний консенсус является одной из факторов, обеспечивающих успешную творческую деятельность театра. Именно такой расклад сил случился 11 лет назад в Петербурге, когда мы запускали театр «Мастерская».
Алгоритм (Порядок) кадровых назначений художественного руководства государственных театров на основе 3-х стороннего консенсуса
«Артисты – Эксперты –Власть»
Кадровые назначения художественного руководства государственных театров определяют всю их дальнейшую деятельность, однако до настоящего времени не определены принципы принятия кадровых решений в этой области и отсутствует нормативно-методологическая база, определяющая порядок принятия ключевых кадровых решений в сфере культуры и искусства.
В результате ключевые кадровые назначения базируются на множестве несистематизированных факторах что, зачастую, приводит к конфликтам.
В основу предлагаемого алгоритма (порядка) кадровых назначений на пост художественного руководителя заложены консенсус и рейтинговое голосование.
Консе́нсус (лат. consensus — согласие, сочувствие, единодушие) — способ разрешения конфликтов при принятии решений, если отсутствуют принципиальные возражения у большинства заинтересованных лиц; принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него никто не выступает, либо при исключении мнения немногих несогласных участников.
Рейтинговое голосование — система выборов, используемая, для того что избрать одного победителя из двух и более представленных. Это одна из систем преференциального голосования, в которой избиратели располагают кандидатов в порядке предпочтения, а не просто голосуют за одного кандидата.
Сторонами при решении о назначении художественного руководителя театра на основе консенсуса следует считать:
1. Труппа театра
2. Экспертное сообщество
В целях настоящего алгоритма в качестве экспертного сообщества предлагается рассматривать две профильные институции – Союз театральных деятелей Российской Федерации и Ассоциацию театральных критиков.
(Союз театральных деятелей Российской Федерации ведет свою историю с 1877 года и объединяет деятелей театрального искусства всей России и насчитывает более 25 тысяч членов и 77 региональных организаций в республиках, краях и областях России. http://stdrf.ru/
Ассоциация театральных критиков — независимое профессиональное объединение, в которое входят ведущие театральные критики России. АТК была основана 2015 году и объединяет около 150 профессионалов из разных городов страны. https://teacrit.ru/)
3. Учредитель
В РФ учредителем театров выступают в основном профильные ИОГВ: Министерства/департаменты/комитеты/отделы культуры.
Правом предложить кандидатуру художественного руководителя обладают:
⁃ Артисты труппы театра,
⁃ Союз театральных деятелей РФ,
⁃ Ассоциация театральных критиков,
⁃ Учредитель (профильный ИОГВ).
Процедура выбора и назначения художественного руководителя проходит в три этапа.
1-й этап
Претенденты на пост художественного руководителя театра представляют труппе и трудовому коллективу своё видение развитие театра и его репертуарной политики.
По их кандидатурам проводится тайное рейтинговое голосование труппы театра.
Если одна из предложенных кандидатур набрала не менее 2/3 голосов, то эта кандидатура является единственным претендентом на пост художественного руководителя.
Если несколько кандидатов набрали более половины голосов и ни один не набрал 2/3, то претенденты на пост художественного руководителя участвуют в дальнейшем рассмотрении на 2-м и 3-м этапах процедуры.
Если кандидат набрал менее половины голосов, то его кандидатура далее не рассматривается.
2-й этап
Состоит из двух независимых процессов:
2.1. Правление региональной организации Союз театральных деятелей РФ рассматривает предложенные по итогам голосования труппы театра кандидатуры. Вопросы, касающиеся федеральных театров рассматривает Секретариат СТД РФ (27 чел.)
В голосовании по кандидатурам (кандидатуре) на пост художественного руководителя принимают участие не менее 2/3 членов правления региональной организации СТД РФ.
В случае одного претендента на пост худрука правления региональной организации СТД РФ принимает решение о поддержке его кандидатуры или выражает аргументированное возражение.
В случае нескольких претендентов на пост худрука проводиться рейтинговое голосование правления региональной организации СТД РФ (в случае федеральных театров — Секретариата СТД РФ) позволяет определить предпочтения профессионального сообщества театральных деятелей.
2.2. Ассоциация театральных критиков рассматривает предложенные по итогам голосования труппы театра кандидатуры.
В голосовании по кандидатурам (кандидатуре) на пост художественного руководителя принимают участие не менее 1/2 действующих членов Ассоциации театральных критиков.
В случае одного претендента на пост худрука Ассоциация театральных критиков принимает решение о поддержке его кандидатуры или выражает аргументированное возражение.
Рейтинговое голосование членов Ассоциации позволяет определить художественные предпочтения сообщества театральных критиков в случае нескольких претендентов на пост худрука.
3-й этап
Кандидатура художественного руководителя рассматривается учредителем (профильным ИОГВ) на основании:
— результатов (рейтингового) голосования труппы театра,
— решения или результатов рейтингового голосования Ассоциации театральных критиков.
— решения или результатов рейтингового голосования правления региональной организации СТД РФ (Секретариата СТД РФ в случае федеральных театров)
Консенсус при принятии решения о назначения является необходимым и обязательным условием принятия решения учредителем о назначении на пост художественного руководителя театра.