Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

10 декабря 2023

НЕ БРОСАЙ СЛОВА НА ВЕТЕР

«Русалочка». По мотивам одноименной сказки Ганса Х. Андерсена.
Театр «Karlsson Haus».
Режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.

Перед зрителем нет никакой Русалочки. Есть только певучий голос Юлии Курочкиной, читающий начало сказки Андерсена. Саму актрису зритель не видит — в зале погашен свет, лишь маленькая лампочка посередине горит неоновым светом, давая смутную надежду заглянуть в темное пространство сцены. Все внимание — звуку. Опорной точкой для создания спектакля послужила потеря голоса во имя любви в оригинальной сказке. Вероятно, этим и обоснован выбор формы — запись аудиокниги. Но голос используется не только для чтения художественного текста. В «Русалочке» часто исполняются песни (композитор — Пафнутий Кузюкян) с незамысловатым текстом, которые своей простотой и аккуратностью вплетения в сюжет напоминают музыку из диснеевских сериалов нулевых и десятых годов.

Ю. Курочкина.
Фото — Константин Кот.

Зрителя плавно погружают в ощущение сказки, но процесс записи резко прерывается из-за недовольства звукорежиссёра (актера Ильдара Юсупова), сидящего за микшерным пультом: нет погружения в роль, нет нужного ощущения, всё не то, всё неправильно, начинаем сначала… Звучит просьба артистки: «Пожалуйста, давай еще раз», и запись начинается снова, снова, снова и снова. Каждое «стоп» сопровождается включением света, и становится понятно, что зал стилизован под студию звукозаписи: стены покрыты акустическим поролоном, а перед актрисой стоит микрофон.

Постепенно актёры переходят от дуэта актриса-звукорежиссёр к дуэту Русалочка-Принц, создавая своих героев по принципу «роль в роли». Где-то они сливаются с персонажами, разделяя их мысли и переживания, а где-то выдерживают дистанцию. Партнёрское взаимодействие по характеру и степени эмоционального напряжения остаётся всё тем же. Для обеих героинь Курочкиной любая мечта достижима и оправданна, будь то исполнение своей песни перед аудиторией или роман с прекрасным принцем, но героям Юсупова вечно чего-то не хватает в девушке. Их конфликт не оправдывается, он представлен как данность.

Несмотря на полный отказ от сказочных декораций в пользу реалистических, актёры успешно воссоздают мир Русалочки из всего, что у них есть. Так мишура превращается в хвост, корабль сооружается из деревянной конструкции, по форме напоминающей кардиограмму, а пачка чипсов со вкусом краба становится… крабом.

Ю. Курочкина, И. Юсупов.
Фото — Константин Кот.

Куклы Принца и Русалочки тоже достаточно просты и сделаны из подручного материала — проволоки. Абстрактность и пластичность силуэтов героев создают эффект лёгкости и иллюзорности их существования. Получается, что весь этот мир неотделим от нашего и возникает так легко и по-детски — за счёт игры воображения и/или визуальных ассоциаций. Ему свойственно свободное выстраивание и такое же свободное разрушение. Он хрупок и ненадёжен, как вера в чудо.

Актёры больше ориентированы на действие с предметами, чем на управление куклами. Да их и нет здесь в привычном понимании, они где-то между театральной куклой и предметом. Дело не только в специфичном материале. Проволочные фигурки крайне мало участвуют в самом действии и выполняют больше вспомогательную функцию за счёт своего размера и возможности трансформации. Сюжет же практически целиком иллюстрируется в живом плане.

Наивный и полный иронии спектакль рассчитан на аудиторию подростков и говорит о проблемах, актуальных для возраста, когда меняется тело, осознаётся несправедливость и жестокость мира и, конечно, случается первая любовь. Русалочке — всего пятнадцать лет. Она юна, красива и мечтательна. Порыв любви к Принцу оправдывается лишь известным выражением «пришла пора, она влюбилась», ведь сам юноша нарочно показан не слишком привлекательным. У него перекошенные глаза, глуповатый взгляд, а корона на голове представлена в виде бубна (то ли стилизация под студию звукозаписи, то ли шутка про сленговое значение бубна как головы). Ему сегодня исполняется шестнадцать лет, и по этому поводу он устраивает вечеринку на корабле без родителей и с множеством гостей (Юсупов обращается к зрителям — гостям театра, как к друзьям, пришедшим к нему на день рождения): мечта многих юношей его возраста!

Ю. Курочкина, И. Юсупов.
Фото — Константин Кот.

Дальше, как известно, Принц упадёт в воду, а Русалочка спасёт его, но здесь, в отличие от оригинальной сказки, есть важная деталь — между героями происходит разговор, напоминающий обычный диалог двух подростков. Они только познакомились в разгар праздника, а уже обсуждают родителей и говорят об интересе друг к другу. Русалочка взволнована и надеется на взаимное чувство, но Принц по-настоящему восхищённо говорит лишь о её голосе.

Важно отметить, что в «Русалочке» создаётся игра в сказку, условия которой на равных правах, без претензии на соперничество диктуют Андерсен и дух современности. Создатели не ставят главной задачей осовременивание сказки и в своей интерпретации находят нужный баланс, не выходя за рамки фабулы. Русалочку пугают, что каждый шаг будет приносить ей боль, но теперь, в качестве дисклеймера, ей сообщают о существовании колготок, эпиляции, варикоза и целлюлита. Принц всё так же разбивает сердце Русалочки, но осознанно, по собственной воле. Сначала он говорит с ветром и рассуждает, стоит ли учиться целоваться с влюблённой в него девушкой. Потом передумывает и лжёт, что у него уже есть избранница, с которой он сейчас в ссоре.

В «Русалочке» три финала: собственно, завершение сказки; завершение работы над аудиокнигой и «сцена после титров».

Героиня Андерсена бросилась с корабля, но не умерла и не осталась морской пеной, как принято думать, а пошла к дочерям воздуха, чтобы однажды обрести бессмертную душу за добрые дела. Метафорический финал сказки в спектакле похож на финал в первоисточнике. Он трагичен, но не о смерти, героиня обманута и разочарована, но не сломлена. В нём много боли о той самой первой любви и, в то же время, надежды. На этом сказка заканчивается. Начинается реальная жизнь, в которой есть место для исполнения мечты — актриса поёт песню о любви и, как на настоящем концерте, общается со своими слушателями, призывает их подпевать.

Ю. Курочкина, И. Юсупов.
Фото — Константин Кот.

Во время поклона, казалось, что обе истории завершились, и сейчас все должны разойтись. Но снова гаснет свет. Русалочка и Принц ведут диалог. Она — красивая девушка с лицом балерины Эллен Прайс. Он — всего лишь камень. Вместе они — известная статуя в Копенгагене. Ни один из актов вандализма (а это многократные похищения руки и бюста, акции протеста, обливания краской и даже взрывы!) не смог разлучить пару. Принц и Русалочка остались навеки заточены в бронзе.

Ситуация Русалочки и поведение Принца, предположительно, должны откликаться у подростков, но так ли это на самом деле — судить было трудно. Родители, решив, что «Русалочка» в театре кукол обязательно будет для детей, привели своих чад, которые по возрасту гораздо младше, чем целевая аудитория спектакля. Впрочем, ничего шокирующего там не прозвучало. Кроме слов режиссёра Натальи Слащёвой о том, что будет поцелуй. По-своему рефлексируя происходящее, дети смеялись над шутками, старались подпевать финальной песне и явно были заинтересованы историей. Вышли, правда, немного расстроенные — поцелуя так и не было…

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога