Рэйдзиро Цумура и Кайдзи Морияма в Доме Актера
У японской национальной культуры есть удивительная способность синтезировать различные традиции, сохраняя как исходный вариант, так и итоговый результат. 20 марта в Доме Актера им. К. С. Станиславского нам была предоставлена возможность увидеть это на примере представления классической японской ёкёку «Каменный мост»: сперва в исполнении актера традиционного театра ногаку, а затем в авангардно направленной постановке современного танцора. Возможность редкая, ведь на сцене были рядом Рэйдзиро Цумура — живое национальное сокровище Японии в области театра ногаку, и Кайзди Морияма — выдающийся танцор, актер, телеведущий Японии.
Традиционному театру ногаку больше подходит определение «церемониального представления». Около 600 лет назад сформировались в этом виде искусства определенные законы построения сценического материала, канон исполнения ролей, порядок действия на сцене, которым следуют и в наше время.
Ёкёку «Каменный мост» принадлежит к циклу пьес «киро-но моно» (буквально «заключительная вещь»). Основная тема этого цикла — истории о демонах. Ёкёку (буквально «мелодическое пение») нельзя считать пьесой в привычном значении этого слова — это, скорее, драматический материал для ногаку, построенный по правилам и принципам буддийских сутр. «Каменный мост» также содержит каноническую структуру развития событий — встречаются ситэ («действующий») и ваки («побочный»), причем ситэ предстает в двух обличиях. Монах Дзякусё (ваки) подходит к каменному мосту в китайских горах Утайшань и встречает там юношу (первое воплощение ситэ), который рассказывает ему о Чистой Земле бодхисатвы Маджушри, расположенной на том конце моста. После юноша исчезает, и появляются лев — посланник бодхисаттвы (второе воплощение ситэ) и исполняет танец с цветками пионов.
В Доме актера был представлен финальный эпизод ёкёку — «танец льва». К сожалению, по одной этой сцене сложно судить о целостном представлении ногаку. Это примерно то же самое, как рассматривать «Чайку» А. Чехова, показав только треплевскую пьесу.
Рэйдзиро Цумура исполнил «танец льва» под фонограмму ансамбля и хора ногаку. Но записанный звук невозможен в традиционной японской эстетике, он убивает представление ногаку, где каждое исполнение имеет уникальный ритм, возникающий благодаря совместной слаженной работе танцора, музыканта и певца. Если, например, танцор чуть медленнее, чем обычно, сделал движение, музыканты и хор подстраиваются под него, создавая единое пластически-музыкально-песенное действие. Сцена Дома Актера — обычная сцена-коробка. Для ногаку свойственно пространство с квадратной площадкой и небольшим помостом, которое отвечает правилам ведения сценического ритуала. На другой сцене, даже сцене театра кабуки, невозможно исполнить настоящее представление ногаку. Рэйдзиро Цумура, бесспорно, мастер ногаку, однако, исходя из вышеперечисленных условий и обстоятельств нам сложно судить об увиденном «танце льва», как о представлении японской традиции.
Во втором отделение был представлен современный танец «SHAKKYOU» в полном его варианте. Рэйдзиро Цумура играл роль монаха, а Кайдзи Морияма — все остальные роли. Синтез традиций здесь заключен не столько в факте, что на сцене одновременно были представители традиционного и современного танцев, сколько в самом исполнении. Кайдзи Морияма в своем «танце льва» использовал различные танцевальные техники и приемы: contemporary dance, элементы техники буто, борцовской техники айкидо, движения традиционных танцев нихон буё, ногаку, пластику и сценические позы, отсылающие к знаменитым статуям и фигурам бодхисаттв.
В своем исполнении Кайдзи Морияма отбирает из разнообразных направлений и стилей наиболее выразительные и наполненные смыслом движения, как, например, прыжок с зависанием в воздухе с подогнутыми ногами, взятый из «танца льва» ногаку. Артист пользуется европейской классической танцевальной техникой с вращениями, одновременно с движениями техники буто. Работа с дыханием взята из айкидо, как и некоторые классические связки движений. «SHAKKYOU» — яркий пример постмодернизма в танце.
Все представление Кайдзи Морияма построено на ритмической основе «дзё-ха-кю годан» («медленно — быстро — еще быстрее»). Это подчеркивается не только темпом, но и звуковым сопровождением: оно начинается с тишины, в которой постепенно рождаются звуки, и превращаются к финалу в мелодию. Однако Кайдзи Морияма удалось синтезировать традиционную японскую и европейскую структуру действия. Помимо «дзё-ха-кю годан», танец развивается от завязки (встреча персонажей) через кульминацию (когда оба исполнителя тянутся вверх) к развязке.
Очевидна существенная проблема гастролей традиционного японского театра. Во многом она связана с формой сценической площадки, перевозкой музыкантов и хора, транспортировкой декораций. Но самое сложное — подготовка зрителя. Европейская, или американская публика не может сразу воспринять канон и традицию иной по существу культуры. Поэтому организаторам часто приходится идти на компромиссы, привносить современные акценты, а значит, в случае с Японией, представлять зрителю скорее синтезированное, чем традиционное искусство. Строительство мостов между Востоком и Западом — дело непростое.
Рэйдзиро Цумура был во второй части монахом — и тут-то можно было оценить большого артиста и японское умение сочетать современность с древностью. Оторваться невозможно! — и зал очень откликнулся на дуэт, где одухотворенной основой, конечно же, был Рэйдзиро Цумура.
Я в Москве смотрела. И соглашусь с предыдущим комментарием. Кайдзи Морияма — великолепный танцовщик. Но внутреннего содержания ему не хватает. А вот живое сокровище — это да! И в современном танце все внимание приковано к нему!