Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 сентября 2024

МНОГО РАЗГОВОРОВ, МАЛО ДЕЙСТВИЯ, ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ

«Усадьба Ланиных». Б. Зайцев.
РАМТ.
Режиссер Алексей Бородин, художник Максим Обрезков.

Алексей Бородин извлек из забвения пьесу последнего писателя Серебряного века Бориса Зайцева.

Зачем Бородин, режиссер, тяготеющий к очевидной актуальности, взял к постановке пьесу, устаревшую уже во времена написания (молодой Борис Зайцев в 1911 году находился под сильным увлечением чеховской драматургией и не только ею)? «Усадьба Ланиных» написана так, будто герои «Вишневого сада», «Дяди Вани» и «Иванова» вместе с «Дачниками» Горького собрались в тургеневской усадьбе из «Месяца в деревне» и в довольно многословных диалогах пересказывают друг другу статьи из журналов «Мир искусства» и «Аполлон».

Репетиция спектакля.
Фото — Вера Зотова.

Сюжет кажется почти анекдотическим: некий богач и меценат собирает у себя в имении много непонятного происхождения молодежи обоего пола, и пока младая жизнь пред ним играет, более взрослые родственницы и друзья хозяина увлекаются романтической влюбленностью в чужих жен и чужих мужей. Ищут в инфантильной любви подлинных эмоций, которых им явно не хватает в обычной пресной жизни вне колдовского пруда подле статуи Венеры. Что тут могло привлечь Алексея Владимировича Бородина, сдержанного и интеллигентного художника с хорошим литературным вкусом?

Спектакль начинается с того, что некто Тураев, немолодой уже мужчина, произносит монолог, играя с воздушным змеем. Змей, как водится, по воле постановщика устремляется вверх, в колосники, а на сцене, окутанной туманом, легкой танцующей пробежкой проносятся люди в белом — то ли тени ушедшего, то ли призраки будущего. Но тут в окне огромного строения, по словам художника спектакля Максима Обрезкова, точно воспроизводящего первоначальный фасад здания, обладателем которого ныне является РАМТ, возникает фигура хозяина усадьбы, Ланина-старшего. И в беседе с Тураевым он сам о себе все рассказывает. Это герой в возрасте, он потерял любимую жену, перестал участвовать в профессиональной жизни и оживляется, любуясь молодыми своими гостями.

Репетиция спектакля.
Фото — Вера Зотова.

В пьесе, надо отметить, действие начинается весной, в апреле, «на обширной террасе Ланин и Тураев сидят у стола: перед ними вино». Но в спектакле Бородина нет ни «нежного апрельского неба», ни террасы — есть пепельно-серая зола памяти. В свете голубоватых софитов монументальное здание на сцене более всего напоминает надгробие, родовой склеп. Создается ощущение, что перед нами буквальная инсценировка известного стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». В голову приходит мысль о том, что и пьесу Зайцева Бородин выбрал именно для того, чтобы составить своего рода завещание молодым артистам РАМТа: «Что бы ни происходило, живите, дети, страдайте, радуйтесь, а главное — играйте в театре, лучшего вы ничего не придумаете».

В конце концов, действительно, что может быть лучше иллюзорной реальности, созданной театральным освещением на фоне бутафорских колонн и арок. Театр жил этим две тысячи лет и еще протянет какое-то время, на наш век хватит. Костюмы, декорации, музыка, свет, диалоги, аплодисменты — все это не менее серьезно, чем влюбленность юной девы в своего отчима, в то время как ее мать теряет голову, слушая профессора, жена которого сводит с ума ее мужа. Пять пудов любви? Нет, скорее паутина, или даже патина любви, осевшая на привычных, как азбука, героях русской драмы, всех этих ценителях прекрасного, идеалистах и мечтателях.

После окончания спектакля в памяти остается странное послевкусие — как от старинной фотографии, на которой незнакомые люди застигнуты в какой-то хороший момент их оранжерейной жизни, для нас загадочной, но этим и привлекательной. У них нет иного прошлого, чем античные мотивы из гимназического курса, и нет будущего, потому что никто не знает, что через два-три года начнется Первая мировая война, навсегда перевернувшая старый уклад. Борис Зайцев уедет из России, напишет, что «мир вошел в сферу трагедии», и больше никогда не вернется на родину, хотя доживет до преклонных лет во Франции и умрет девяностолетним в 1972 году. И хотя потом Зайцева попробуют вновь ввести в русскую литературную традицию, издадут его собрание сочинений (среди которых целый том театральных пьес и рецензий), он так и останется писателем недооцененным, забытым.

Репетиция спектакля.
Фото — Вера Зотова.

Что-то не так с русской культурой времени ее серебряного расцвета, культурой, разделившейся в лучшую свою пору, треснувшей в самой середине своей основы. Борис Зайцев размышлял об этом — не в тридцать лет, когда писал пьесу, а позже, в двадцатые годы, когда стало понятно, что та часть русских, что уехали в эмиграцию, уже не вернутся обратно, а те, что остались в Советской России, делают нечто совсем иное и очень странное. Как бы пошло развитие культуры, если бы не эта болезненная операция, оставившая традицию в руках не слишком большого количества творцов без своей публики, а массовую публику воспитавшая в совсем иных правилах?

Алексей Бородин чувствует эту боль, и ставя пьесу молодого и полного иллюзий писателя, изменяет ее бодрый импрессионизм на минорную гамму, так что важная в те времена тема радости-страдания, их равенства и общего корня, явно качается в сторону страдания. Сегодня молодые и такие славные артисты РАМТа в белых изящных одеждах кажутся ряжеными, надевшими маски… И я вспоминаю спектакль Сюзанны Кеннеди «Три сестры», в котором герои были представлены в виде сгенерированных через 200-300 лет искусственным интеллектом безликих существ, произносящих лишенные смысла реплики — ибо безнадежно утерян исходный контекст. Никто больше не пьет чая. Не живет в усадьбах, построенных предками два века назад. Не влюбляется восторженно и взахлеб, а вступает в осознанные отношения. Или не вступает…

Репетиция спектакля.
Фото — Вера Зотова.

И поскольку в каждой рецензии сегодня должен быть совет получателям культурных услуг, то вот он: спектакль «Усадьба Ланиных» в РАМТе вряд ли вас развлечет или повеселит. Но вы его запомните. И если вам захочется подумать над тем, что происходит в России с традицией, то очень советую. Возможно, в компании с такими собеседниками вам придут в голову толковые собственные мысли.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога