В Выборге в библиотеке Алвара Аалто в рамках театрального фестиваля «Культурный Выборг. Адаптация» прошла драматургическая лаборатория «Прошлое/Настоящее/Будущее Выборга»
Может ли стать задачей театра или текста пьесы идея реконструкции сознания, чувствования человека другого времени, другой эпохи, другого пространства, другой культуры? Современному искусству стало так важно жадно архивировать, наслаждаться разрушением и одновременно созиданием памятников и исторических ценностей. В 1980-е годы французский историк, философ Пьер Нора вводит термин «места памяти» — это пространства соединения духовного и материального культурного контекста, это музеи, памятники, даже застольные и погребальные речи, это носители культурных кодов, которые крайне тяжело зафиксировать, но необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение.

На читках в Выборге.
Фото — архив лаборатории.
Задачей драматургической лаборатории театрального фестиваля «Культурный Выборг. Адаптация», проходившего с 12 по 14 июня 2021 года, стала идея создания матрицы «места памяти» на основе крупинок жизненного опыта самых простых жителей Выборга. В трех пьесах молодых петербургских драматургов возникли тонкие связи памятников города и самых простых маленьких улочек, большие исторические события и маленькие жизненные неурядицы, реальные мифы и легенды города и абсолютные вымысел и фикция. Но безусловно главным выразительным средством всех текстов стало звучание голосов выборжан.
Три драматурга, выпускницы магистратуры Российского государственного института сценических искусств мастерской Н. С. Скороход, использовали технику вербатима, но их работы с живым языком жителей Выборга имели очень интересную, острую форму сбора материала. Работы триптиха, или скорее трилогии, объединены идеей разных временных пластов. Первая пьеса создана на основе архивных материалов о переселении советских граждан в Выборг в 1940 году; текст второй соткан из интервью, взятых на улицах современного города; в конструкции третьей пьесы лежат данные опросов, проведенных с помощью анкетирования среди жителей Выборга о том, каким они видят будущее своего города.
Местом памяти стала и сама площадка, на которой силами актеров и режиссеров Театра «На Литейном» были представлены читки: Центральная городская библиотека Алвара Аалто, созданная в первой половине 1930-х годов по проекту финского архитектора и бережно отреставрированная в 2010-х годах. Она становится образом соединения точек времени на карте вечности, когда в каждом изгибе удивительного волнообразного потолка лекционного зала, придуманного в начале ХХ века и так идеально воссозданного в первозданном виде, отзываются голоса молодых актеров петербургского театра.

На читках в Выборге.
Фото — архив лаборатории.
В пьесе «Сирота-земля» Марина Дадыченко показывает начало Второй мировой войны глазами молодых героев. Казалось бы, слишком тривиальная сюжетная канва, излишне прозрачная жанровая характеристика, устойчивая для выбранного времени, 1940-41 годов, проблематика. Но в этом почти наивном восторге от жизни школьников, переехавших в новый город, все испытывающих впервые, и в холодных фактах прихода в приграничный город войны рождается тонкость конфликта и отношений героев. Режиссер читки Светлана Аникина искала ход времени в скупых, но точных деталях: в черных туфельках на каблучке рюмочкой, в белом переднике девочки-школьницы, в крупном горохе на шелковых платьях, в мелодиях, в стуке по паркету кирзовых сапог. Главная героиня, семнадцатилетняя Тома (Аглая Гершова), приехавшая в Выборг по программе переселения, находится будто бы в двух мирах — она пишет письма своим прошлым друзьям, она начинает жить в новом месте по его правилам.
Второй день читок был посвящен современному Выборгу. Рваный, пульсирующий текст с четким стаккато, созданный Полиной Коротыч, в первый момент сковывает, настораживает. В режиссерском прочтении Сергея Морозова возникла полифония центральной площади. Актеры окружили публику со всех сторон, и короткие, рычащие-звенящие слова будто падали к ногам зрителей. Главным героем пьесы «Ритм W» стал знаменитый не только жителям Выборга мальчик Ваня (Максим Зауторов), который сам, из интереса и желания помочь отремонтировал часы на старинной башне и приглядывает за ними — подводит стрелки, подтягивает гири, иначе часы остановятся и сердце города замрет. Структура пьесы состоит из сочетания слов, коротких реплик и монологов-воспоминаний, монологов-рассказов хранителя городских часов и других жителей современного города — будто стрелки коротко отсчитывают время жизни, а монологи становятся плавным движением мыслей и душевных терзаний.

На читках в Выборге.
Фото — архив лаборатории.
Самым парадоксальным стал третий день. Попытка приоткрыть вуаль будущего в пьесе Марии Брызгаловой «Снова дождь» превратилась в тугой узел параллельного монтажа двух нереальных реальностей. Ответы на анкеты о том, как выборжане видят будущее своего города, разделились на предчувствие катастрофы, гибели, апокалипсиса и на мягкие фантазии об органичном сосуществовании культуры и истории в техногенном завтра. Так в пьесе встретились утопия и антиутопия, прекрасное место будущего оказалось лицом к лицу с ужасающим местом пугающего разложения и увядания. Режиссер читки Иван Рябенко честно признался во время обсуждения со зрителями, что сначала у него возник образ финальной сцены, после прочтения пьесы он будто бы сразу выбрал свой вариант будущего и именно этот финал впечатлил всех собравшихся.
За окнами библиотеки Алвара Аалто, которая стала одним из основных мест действия в самом тексте пьесы, на залитой солнцем лужайке играют с большой белоснежной собакой дама в платье с кринолином, рыцарь в средневековых доспехах, стражник — разные культуры и память разных людей, обитавших на этой земле много веков назад, будто бы на несколько секунд материализуются в пространстве современного города и становятся видимой проекцией места памяти. Камни мостовых помнят, земля парков помнит, документы в архивах помнят, книги на полках библиотеки помнят, и эта память — часть наших общих эмоций, общих счастий и несчастий, общих потрясений и восторгов.
Комментарии (0)