Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

7 мая 2024

IN CLOWN WE TRUST

В Москве прошла Вторая лаборатория новой клоунады

Что делать музам, когда пушки говорят и говорят который год? Один из ответов, каким бы уязвимым он ни был, каким бы спорным ни казался, — попробовать продолжить заниматься своим делом, не пытаясь уже быть расслышанными всеми. Дай Бог, если услышит тот, кто находится рядом. В конце концов, наши дети (раскованные, реактивные и вполне готовые к любому диалогу) вырастают здесь и сейчас — и кто знает, как они справятся с ближайшим будущим без положенной им по возрасту прививки смеха.

На Второй лаборатории новой клоунады.
Фото — архив лаборатории.

Одно из таких дел, перпендикулярных страшному времени, началось в прошлом году. Это Лаборатория новой клоунады — мозговой штурм и творческое варево теоретиков и практиков цирка и смежных искусств, драматургов, театральных режиссеров, художников, хореографов, композиторов и самих клоунов, а также примкнувших к ним театральных актеров, которых тянет к этому виду искусства. 45 дней интенсивных занятий, где было прочитано 57 искусствоведческих лекций, а из множества сочиненных реприз в финал вышли 24 и даже один маленький спектакль, в которых в общей сложности был задействован 61 участник. Жюри в лице Андрея Шарнина (клоун Мак), Елизаветы Гамбург (генпродюсер компании «Новый русский цирк»), Юрия Квятковского (театральный режиссер), Натальи Табачниковой (театральный критик, помощница Славы Полунина), Андрея Кислицина (мим из Цирка дю Солей), Сергея Давыдова (клоун Паганель), Андрея Фомина (актер и телеведущий) и Сергея Дружко (актер, режиссер и музыкант) назвало победителей.

М. Погребничко, Е. Кирчак.
Фото — архив лаборатории.

Самым ощутимым призом стал спецприз от почетного гостя лаборатории Евгения Миронова, который получила режиссер Александра Толстошева, — приглашение поставить спектакль в Театре Наций. Александра продолжила на лаборатории работать с двумя актрисами из спектакля «Клоуны» театра ОКОЛО — Марией Погребничко и Елизаветой Кирчак, которые играют Белого и Рыжего. Прямо вместе с их образами, масками, полушепотом с хрипотцой. Образ, который настоящий клоун находит себе раз и навсегда, — это своего рода возможность прожить вторую параллельную жизнь, а в ней позволить себе все, что не позволено в первой, которая по паспорту. И даже не стареть, бесконечно попадая в самые нелепые, комичные, трагичные, абсурдные ситуации, выворачивая наизнанку привычные вещи. Спектакль, в свою очередь, стал оммажем одноименному фильму Феллини, снимавшего знаменитых и на момент съемок забытых коверных Европы. Два тихих, ворчливых, растерянных существа, чье бормотание как будто не предназначено публике, а больше похоже на препирательство двух партнеров, у которых «сыпется» один номер за другим. Да и темы жизнь подсовывает не самые веселые — то смерть и похороны, то разлука. На самом же деле главная тема этого дуэта — сама алхимия клоунады, вечный поиск философского камня, который превратит в золото смеха совсем не благородное, пропитанное ужасом бытие.

А. Курбатова, М. Черемисова, А. Ягумова.
Фото — архив лаборатории.

У финального вечера лаборатории было несколько лейтмотивов помимо дуэта Погребничко и Кирчак. Режиссер Саша Золотовицкий создал женское трио (Алиса Курбатова, Мария Черемисова, Амина Ягумова) — вот и в клоунаде появились свои три сестры. Чопорная, но решительная «Ольга», экстравагантная «Маша», глубоко и безнадежно беременная юная «Ирина» все делают вместе: отчаянно просят денег, ждут мужчину, коротают время в родах, чтобы, наконец, дождаться Его, Спасителя — пузатого, лысеющего, важного и сознающего свою исключительность. Одного на троих вполне достаточно — так благоговейно взирают они на это чудо. Это колоритное трио — скорее многообещающая заявка на будущее, в котором появятся более интересные сюжеты.

Р. Абраров, Н. Софина.
Фото — архив лаборатории.

Дуэт Наиля Софина и Руслана Абрарова и несколько реприз под общим названием «Это не я. Это он» (режиссер Наталья Шурганова) вроде бы никак не претендует на философскую глубину, но берет беспроигрышную тему — два маленьких близнеца-сорванца, единство и борьба противоположностей на одно лицо. Вместо лиц у актеров — силиконовые маски, с которыми работать сложнее, чем с гримом, чтобы они органично «ожили» вместе с телами. А дальше — подсмотри за броуновским движением детей, покоряющих мир, и попробуй повторить. У артистов получилось.

Р. Меметов.
Фото — архив лаборатории.

Иногда сюжет репризы рождается из самого образа, сочиненного для клоуна. Огромный нос орла, плешивая голова старичка, огромный горб, сковавший движения (или это погибшие исполинские крылья, ставшие тюрьмой для тела?) — образ, созданный Романом Меметовым и режиссером Евой Валиевой, получивший и признание жюри, и приз зрительских симпатий. «Чемодан Пандоры» спорит с устойчивым выражением «ящик Пандоры» (ценный подарок, ставший проклятием) — он набит говорящими воздушными шариками об одном сапоге (чтоб не улетели) с лицами надменных женщин. И все же среди них находится одна, что поет в его мозгу, какой он красивый, какой он орел. А ему и хватит на целую жизнь «целой минуты блаженства» — сдувшийся шарик клоун бережно прячет в карман, точно Мечтатель Достоевского.

С. Князьков, А. Клементьев.
Фото — архив лаборатории.

Весь вечер на манеже, как и год назад, был ведущий Станислав Князьков. Даже обычное представление номеров, жюри и спонсоров (куда без них) он делает так обаятельно и интеллигентно, что по праву стал не только лицом фестиваля, но и обладателем спецприза от председателя жюри прошлого фестиваля Константина Райкина. На этот раз у ведущего появились соведущие (Александр Клементьев, Павел Беспалов) и собственная тема: старый добрый конферанс или новая агрессивная реклама, искусство как поиск новых смыслов или как товар на продажу, бесконечное погружение в предмет или поверхностная, зато мгновенная реакция на что-то новое, деградация мира или его ускорение, которое вот-вот вынесет его на новую орбиту. Если бы знать, если бы знать.

Проект реализуется Новым русским цирком при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Генеральный партнер фестиваля ГБУК г. Москвы «Москонцерт».

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога