Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

24 августа 2025

ИГРА ПО СТАРЫМ ПРАВИЛАМ

«Игроки». Д. Шостакович.
Большой театр.
Режиссер Эдем Ибраимов, сценограф Анастасия Бугаева, дирижер Айрат Кашаев.

Большой театр закрыл сезон премьерой на самой маленькой из своих сцен — Камерной сцене имени Б. А. Покровского на Никольской улице (до присоединения в 2018 году к Большому это был самостоятельный театр со своим репертуаром). Премьера неоконченной оперы Шостаковича «Игроки» по одноименной и также неоконченной комедии Гоголя в афише возникла спонтанно. Новых «Игроков» присоединили к выпущенной в декабре «Женитьбе» Мусоргского, еще одной неоконченной опере тоже по комедии Гоголя. Постановки обеих опер осуществил Эдем Ибраимов, который с начала нулевых был штатным солистом (бас) Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, а позже помощником режиссера этой оперной труппы.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Спиридонова.

Тандем «Игроков» и «Женитьбы» возник в театре еще 35 лет назад — тогда Покровский впервые объединил оперы в один вечер как интересные образчики использования в них оригинального литературного текста в качестве либретто. Шостаковича следование тексту Гоголя без посредничества либреттистов увлекло во время его пребывания в Куйбышеве в эвакуации. Он начал сочинять «Игроков» в 1941 году, а в 1942-м бросил, написав 50 минут музыки и опасаясь, что опера может разрастись до размера вагнеровских полотен. После войны он передал ноты своей ученице Галине Уствольской и через тридцать лет запросил назад, однако к сочинению оперы так и не вернулся. Оркестровым вступлением к «Игрокам» он начал вторую часть Альтовой сонаты, своего последнего опуса. После смерти композитора Геннадий Рождественский досочинил несколько тактов, чтобы текст рассказа Степана Ивановича Утешительного не обрывался на полуслове (получился красивый финал с фразой «и кончился банк»), а затем добавил сцену с монологом слуги Ихарева Гаврюшки о том, какой город партикулярнее — Рязань или Казань. Этот вариант партитуры, впервые исполненный в концертном варианте в 1978 году, взял за основу Борис Покровский, когда через двенадцать лет представил мировую премьеру оперы в Москве. На него же опирается сегодняшняя премьера.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Спиридонова.

Обе финальные «добавки» Рождественского пригодились Эдему Ибраимову для создания собственной режиссерской версии «Игроков». Ему хотелось, чтобы оперы не выглядели как набор эпизодов и содержали хотя бы намек на возможный осмысленный финал. В «Женитьбе» Ибраимов дает понять зрителю, что история со сватовством нарциссичного надворного советника Подколесина происходит во сне. На сцене стоит зачехленный, как и остальные предметы, диванчик; над ним есть место для проекций. И первой на проекции появляется жужжащая муха, от которой спящий герой Дзамболата Дулаева тщетно отмахивается. Муха здесь возникает и как символ быстротечности жизни, и как назойливый субъект, который навязывает старому холостяку мысли о женитьбе. Персонажи на сцене произносят в точности гоголевский текст, музыка Мусоргского следует за словом, так же как сценография и костюмы — диван, стол с лежащей на нем упаковкой табака, барский халат на Подколесине, вечная трубка у него во рту.

Все вместе не складывается в единый пазл, но в целом вдумчивая постановка соответствует материалу, с которым любопытно познакомиться, изучая экспериментальную часть наследия Мусоргского, его театральные искания.

Постановочное решение «Игроков» сходное — меблировка сцены, реквизит, костюмы эпохи и задник для кино, — но здесь кроме отдельных видеопроекций с танцующими картами показывают два анимационных фильма, иллюстрирующих басни Утешительного «Ребенок-феномен» и «Мастер накрапливания» (впечатляющий видеоряд подготовила художник по видеоконтенту Мария Утробина). Персонажей с пением в недописанной опере шесть, все они мужчины: Ихарев (Петр Мелентьев), его слуга Гаврюшка (Александр Маркеев), трактирный слуга Алексей (Андрей Прысь), полковник Кругель (Павел Паремузов), Петр Петрович Швохнев (Кирилл Филин) и Степан Иванович Утешительный (Азамат Цалити).

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Спиридонова.

Эту компанию постановщик разбавляет героиней женского пола — он одушевляет колоду карт Аделаиду Ивановну, наделяя ее пластикой роковой соблазнительницы. Эту роль в спектакле исполняют артистки хора Камерной сцены (в первый день премьеры выступала Лилия Кузнецова), что смотрится гораздо естественнее и комичнее, чем если бы заняли артисток балетной труппы. Аделаида Ивановна носит декольте, стремится соблюдать параметры 90-60-90 и метит в певицы стольного града, что гармонирует с рассуждениями Ихарева о возможном переезде в столицы, если дела с картами и дальше пойдут хорошо. В партитуре Шостаковича нет музыкальных характеристик шулеров, которые решают обхитрить Ихарева, и Ибраимов создает из них поющую карусель, хотя на самом деле в потоке текста самый главный голос у Утешительного. Эту роль исполняет баритон Азамат Цалити, известный своей хорошей дикцией и мягким тембром.

Шулера бегают как заведенные вокруг стола с картами и на повороте корчат жуткие рожи. По сравнению с этими дьяволами Ихарев выглядит едва ли не романтиком, который поэтизирует карточную игру и бравирует искусной мнемотехникой. Ихарев в исполнении Петра Мелентьева намеренно замедляется, тогда так шайка из гостиницы ускоряется, доводя движения до автоматизма. И это уже не старинная игра с краплеными картами, а рулетка или даже современная слот-машина, сконструированная из людей. Метрономы Шостаковича задают бешеный темп, певцы с ним тем не менее справляются, шулера исчезают в импровизированных кулисах, а Ихарев обнаруживает, что стоит посреди комнаты в одном исподнем.

Гаврюшка в исполнении баса Александра Маркеева как ни в чем не бывало продолжает петь под бас-балалайку, которую второй раз за вечер ради такого случая выносит на сцену специальный музыкант. «Вот только до сих пор не знаю, который из городов партикулярней, Рязань или Казань? / Рязань или Казань? / Рязань или Казань?..» — поет безмятежный слуга в момент крушения ихаревского мира.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Спиридонова.

«Игроки», оркестрованные самим Шостаковичем, даже в недописанном виде слушаются на одном дыхании, и азартная музыка оправдывает любую постановку. Та, что идет теперь на Камерной сцене Большого театра, не любая. Ее авторы — режиссер Эдем Ибраимов и дирижер Айрат Кашаев — создали за этот сезон успешный тандем ностальгического направления. Они вместе возобновляли «Похождение повесы» Стравинского в культовой версии Бориса Покровского, под Новый год выпустили «Женитьбу» и, наконец, завершили сезон «Игроками». Пусть Ибраимов исповедует олдскульные принципы постановки опер, но на сегодняшний момент эти принципы качественно работают. А Кашаев превращается в серьезного маэстро, на чьих спектаклях всегда аншлаги.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога