Синика и Тина Нопола. «Соломенная Шапочка, Войлочная Тапочка и Малыш».
Театр «Буфф».
Режиссер Реетта Ристимяки, композитор Маркус Фагерудд
Бывает сложно сказать: хорошо или плохо то, что современный театр для детей довольно активно стремится восполнить пробелы в образовании и воспитании? Слишком уж укоренилось в нашем сознании пренебрежительное отношение к разнообразным «датским», «заказным» и прочим «социалкам».
Вероятно, не отягощенный воспоминаниям о советском идеологическом прессинге менталитет иначе реагирует на воспитательные мотивы в искусстве. Так или иначе, есть ощущение, что драматургия социального заказа на западных сценах процветает. А уже оттуда просачивается на отечественные.
Один из таких проектов — премьера, прошедшая в октябре на малой сцене театра «Буфф». «Соломенная Шапочка, Войлочная Тапочка и Малыш» — тридцатиминутная опера для детей, поставленная при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге режиссером Рееттой Ристимяки с актерами труппы «Буффа». Драматургическим материалом послужила чрезвычайно популярная в Финляндии серия книжек о повседневных событиях жизни двух сестренок, получивших смешные прозвища Шапочка и Тапочка, а музыку написал композитор Маркус Фагерудд. Это произведение уже не первый год пользуется большим успехом у финских зрителей, а теперь появилась и его русская версия.
Камерный спектакль (участвуют две актрисы и аккордеонист Сергей Чирков) идет на площадке, ограниченной с трех сторон щитами, на которых в ярких, почти анилиновых красках изображен интерьер детской комнаты: шкафы с игрушками, кроватка… На заднике имеется и «работающая» часть декорации: изображения мамы и папы с отверстиями на месте лиц (по мере необходимости «сестренки» произносят реплики за родителей). Пожалуй, самая впечатляющая сценографическая деталь — мамин живот под красным широким подолом, который растет на глазах (его в процессе действия открытым приемом накачивают при помощи ручного насоса!).
Да, сюжет повествует о том, как сестренки ждут появления на свет младшего братца (зрителям старшего поколения тут может вспомниться замечательный цикл стихов Агнии Барто «Младший брат»). Нельзя не заметить, что эта история рассказана смело, не избегает моментов, которые традиционно принято сглаживать. Так, например, сестренки, подслушав разговор родителей, сначала предполагают, что речь идет о покупке машины, и бурно выражают свое восхищение. Но потом, узнав, что ожидается всего лишь рождение младенца «который умеет только кричать и пукать», не скрывают своего разочарования и поют «пукательную песенку протеста» — эпизод, отчасти обескураживает взрослых, и вызывает восхищение юных зрителей.
Режиссер спектакля, как явствует из пресс-релиза, ставила себе задачей представить ситуацию именно глазами ребенка, не делая никаких назиданий. Тем не менее, из этой мини-оперы малыши-дошколята узнают массу полезной информации: о том, что в животе у мамы ребеночек плавает «как рыбка в океане», или о том, как ухаживать за новорожденным, и т. п. Обо всем этом вполне чисто и выразительно споют актрисы. Исполнительницам ролей Шапочки (Наталья Голованова) и Тапочки (Надежда Страшко), также бесспорно удается достоверная детская мимика и пластика. Правда, в камерном пространстве довольно очевиден контраст между возрастом актрис и их персонажей — стройные миниатюрные девушки все-таки не лишены примет возраста, которые были бы не заметны на большой сцене. Но проблема не в них, а может быть в мастеровитости, старательности, с которой здесь играют роли детей.
Знает ли кто-нибудь абсолютно достоверно о том «как надо это делать», маловероятно. Но совершенно несомненно, что дается эта труднейшая актерская задача далеко не всем. Автору в связи с этим вопросом непременно вспоминается спектакль Ивановского областного театра кукол «Веселые уроки», в котором заслуженные артисты Кузнецов и Новиков, одевшись в утрированные «детские» синтепоновые одежки, да выкрасив синей и зеленой краской усы и щетинистые подбородки, в течение часа дурачатся, представляя на сцене сюжеты стихов Андрея Усачева. Отчасти наигранная «детская» органика в их азартном исполнении почему-то кажется достоверной и не вызывает вопросов. Возможно именно потому, что они никак не педалируют свои профессиональные навыки, а вроде как даже создают видимость их отсутствия. Работают «на грани», не боясь показаться смешными. Может быть, в последнем и заключается один из секретов успеха?
В этом месяце спектакль можно увидеть 14, 21, 28 ноября в 13:00 на сцене театра «Буфф»
Отвратительный спектакль. Не учит ничему хорошему детей. Маленьким — не понятно, а большим — скучно и не интересно! И пошловато… Лучше на «Колобка» сходить — больше пользы будет. Все, кто был на спектакле 5-го ноября (с большинством мам удалось поговорить в конце «представления») в легком шоке и полной уверенности, что больше туда на детские спектакли — ни ногой! Ходила с племянником. Моему сыну скоро 19, но, были времена, — смотрели чудесные детские спектакли в старом театре. Что случилось?!!!
Совершенно не понравился сей спектакль. Я в шоке и дитя тоже. Нельзя такой бред показывать детям!