«Нармахнар». По пьесе Н. Кулиша.
Пермский театр кукол.
Режиссер Александр Янушкевич, художник Татьяна Нерсисян.
Александр Янушкевич, художественный руководитель Пермского театра кукол, и ранее был замечен в пристрастии к «серьезным» пьесам для драматического театра («Эдип», «Пляска смерти»), которые он упорно ставит, используя средства театра кукол. Это спектакли для взрослых. Вот и в Перми он предложил театру хорошо забытую пьесу «Народный Малахий», написанную 1927 году. (Первую постановку ее осуществил тогда же режиссер Лесь Курбас в театре «Березиль». А через 10 лет сгинули оба — и драматург, и режиссер.) Зачем понадобилась Янушкевичу эта старая пьеса, какие токи связывают ее с сегодняшним днем, и в чем принципиальный подход именно театра кукол к этому материалу? Попробуем разобраться.
«Нармахнар» расшифровывается как «народный Малахий (нарком)» — так поименовал себя герой спектакля, Малахий Стаканчик. О ком речь?
Сорокасемилетний почтальон Малахий Стаканчик, убоявшись революции, замуровывает себя на два года в семейном чулане. Выйдя из добровольного заточения, начитавшись большевистских книг и пропитавшись идеями революции, он уходит из дома (оставив жену и трех дочерей), чтобы добиться от власти немедленной реформы человека. Власть сначала дает ему должность, потом запирает в сумасшедший дом. Бежав оттуда, Стаканчик проповедует по заводам, городам и весям. Его ищет дочь, но герой отрекается от семьи. В финале Любаня кончает с собой. А Малахий, никому не нужный, превратившийся в городского сумасшедшего, продолжает мечтать о «голубой симфонии».
Мир спектакля — это мир серых индустриальных объемов: домны, заводы, махины видятся в огромных прямоугольных рамах («окнах»?). Это и дань ведущему в 1920-х стилю — конструктивизму, и дань эпохе индустриализации. В этих холодных нечеловеческих объемах только маленькая деревянная будочка сортира соразмерна человеку. В то же время, это и «окна Роста» — ведь населены они маленькими, уродливыми, карикатурными человечками — плоскими, одно-двух-трехглазыми, асимметричными, непропорциональными, одетыми почти в монохромной гамме (что-то бело-коричнево-багряное — цвет запекшейся крови?). Они движутся только в одной плоскости — вправо-влево, приставными шажочками, у них профильный ракурс головы (которая может поворачиваться вокруг шеи на 180 градусов), некоторые имеют подвижные трикотажные руки. Огромная Жена — у нее только полтуловища, большие руки-клешни (которыми она пытается задержать убегающего мужа) и разверстый в крике рот. (Разве захочется остаться рядом с такой?) Дочки — Вера, Надежда, Любовь — тоже страшненькие, в каких-то полосатых и белых робах, лишь у последней бантики в волосах — утепляющий штрих. Родственники, соседи, сопалатники по сумасшедшему дому (говорящие головы разных размеров), медицинский персонал, чиновники (одна огромная голова на три туловища), проститутки (обломки гипсовых «Венер»), белая курица и красная химера-Революция (змееподобное чудовище с огромной зубастой пастью) — вот «кукольный» мир спектакля. И над всем этим карикатурным, плоским миром (глазами героя) — живая человеческая фигура.
Актер Андрей Долгих играет ребенка — восторженная улыбка, особый умиленный взгляд, широко раскрытые глаза. Седые волосы и борода — непременный атрибут пророка, но тело еще не иссохшее, вполне себе материальное. И вот на этом контрасте — внешней материальной крепости, активности и внутренней благостности, детскости — актер и строит роль. Малахий задумывается о несовершенстве человека в изменившемся мире и добровольно берет на себя миссию проповедника. Осталось только донести до власть имущих: «Главное теперь — немедленная реформа человека… Видите, что происходит с человеком?» Актер с мягким юмором показывает внутреннюю борьбу между собственническими инстинктами (гибель курицы) и необходимостью новой миссии. Нужно видеть, как, ползая на коленях, нежно прижимает к себе убиенную чудо-курицу Малахий, как рвутся наружу слезы, и как постепенно взгляд его становится твердым, расправляются плечи, движения делаются решительными. Этот человек открывает в себе дар оратора, проповедника, утешителя. Как он утешает и убеждает санитарку Олю, рисуя перед ней картины возвращения неверного возлюбленного Кирюши. Как он убежден в своей правоте. В эпизоде же на заводе режиссер превращает Малахия в куклу — таким его видят пролетарии. Его проповедь выглядит смешной, нелепой и неподходящей в этой огненной преисподней. В финальной сцене Малахий уже сломленный, тихий, весь в себе. Блаженный, он раз и навсегда выбрал мир идеальный, поманивший его, но так не совпадающий с миром реальным, сегодняшним. Еще одна жертва во имя мечты.
Остальные актеры объективно обладают куда меньшим арсеналом. В первую очередь, образ выстраивается интонационно. Потому что куклы практически неподвижны: поворот головы, движение руки, приставной шажок — это все, что они могут. Однако нельзя сказать, что визуальный ряд не работает. Он необычно простроен: когда одна кукла говорит и движется, остальные персонажи замирают. Похоже на комикс, и для зрителя непривычно — нет движущейся картинки. Исключение — сцена на заводе (в живом плане). Но и там картинка оживает постепенно, фрагментами.
Несомненно, по драматургии, визуальному ряду, художественным средствам это спектакль новаторский. Разумеется, он несовершенен и только складывается. Пожалуй, самая серьезная проблема на сегодняшний день — это восприятие «Нармахнара» неподготовленной публикой. Слишком сильно расходится эстетика спектакля с привычными зрительскими ожиданиями. На спектакле зал почти не смеется. Хотя, казалось бы, текст пьесы (особенно в первой части) дает для этого все основания. Автор сплавил воедино комическую (эрдмановскую) интонацию 20-х годов с поэтической (платоновской), приправив их собственной горечью.
О чем история? О человеке, возмечтавшем и поверившем в улучшение человеческой породы — так же быстро, как была совершена политическая революция? Да. О мечтателе-фантазере, столкнувшемся с чиновничьей машиной и людьми, упорно не желавшими совершенствоваться? И об этом. О жертвах, принесенных во имя прекрасного будущего? О несовершенстве мира? О том, что человек не меняется на протяжении различных исторических эпох? О консерватизме его природы? Или о том, что резкая смена общественно-экономических формаций идет по живому (человеку)? Мы знаем, что было после (в отличие от героя). Перед нами прошли 90 лет. Улучшилась ли человеческая порода? Сомнительно. Есть ли шанс? Поглядим…
Комментарии (0)