«С Рождеством, Мокрый Нос!».
Театр Karlsson Haus.
Автор текста и режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко, композитор Ильдар Юсупов.
Французская свалка, где живут бездомные звери, — далеко не самое очевидное место действия для детской рождественской истории. Однако именно там встречают свой праздник герои спектакля Натальи Слащевой «С Рождеством, Мокрый Нос!». И хотя «помоечная» тема задает шутливый тон всему происходящему, во время представления ты невольно вспоминаешь о самой сути этой ночи, о чуде, которое произошло в маленькой пещере, используемой как хлев.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Париж маленькой сцены Karlsson Haus на Фурштатской — абсолютно хулиганский и приятно несуразный. Еще в фойе зрителей встретила лохматая живая елка, украшенная пустыми банками от колы и красными бумажными стаканчиками — в настроении спектакля. На сценической «свалке» найдется место и для книг французских классиков, и для огромных станков, подозрительно напоминающих фрагменты Эйфелевой башни, и для обаятельной черно-белой «Моны Лизы». И это пространство, созданное художником Виктором Клочко, чувствительно к самым простым трюкам — в темноте, в театральном снегу, в тоненьких лучах света оно преображается из сценического в чудесное.
Главный герой этого спектакля — длинный рыжий бездомный пес, у которого нет имени, но он радостно называет себя разными прозвищами. Например, он — Пес Мокрый Нос! Или, например, Пес Грязные Лапы. Вытянутые части тела, пестрые рыжие заплатки, огромные глаза и вечно виляющий от радости хвост — кукла открыто управляема актером в оранжевом хаосе одежды (Виктор Клочко / Михаил Шеломенцев), но от этого не менее живая. Напротив, дуэты кукол и актеров на сцене дополняют друг друга. То, что не может выразить игрушечная собака, легко прочитать на лице актера. А то, что не могут передать лицо и голос, замечательно проявится в динамичности длинного собачьего тела (и хвоста).

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Пес всегда рад. Но этот вечный оптимизм — не признак наива или глупости, как думает его друг Крыса (Роман Еникеев / Михаил Хлюнев), а желание сделать так, чтобы другим стало немножечко лучше жить. Крыса — почти такой же длинный, но серый, и хвост его вилять не хочет. Крыса читает Сартра, притворяется, что не завидует тем, кто может радоваться празднику, и настойчиво сознательно портит настроение всем остальным героям. Но, как говорит зрителям Пес, Крыса — его лучший друг и самый лучший человек на свете. И, быть может, в этом и есть правда — ведь именно Крыса лучше всех понимает, что это за праздник такой — Рождество.
Драматургия спектакля строится на противоборстве этих героев, которые видят мир по-разному, находясь в одинаковом положении: встречая праздник на помойке. Но в финале герои примиряются — ведь Пес создает для Крысы самое настоящее рождественское чудо, приведя на праздник Мону Лизу. А Крыса наконец-то понимает, как для него важен его друг.
А помогают им создать праздник самые разные героини. Например, белая лысая Кошка, которая никогда не говорит слово «спасибо» (Алиса Дроздова / Юлия Курочкина). Но после того, как Пес спасает ее от машины, она научается благодарить, отбрасывая свою вечную спесь, но не теряя элегантности и достоинства. Или же, например, верная спутница собачьей жизни по имени Айседора, разделившая с Псом самые разные горести, несмотря на ревность, голод и непреодолимое желание кусаться. Нет, не собака, а его единственная и неповторимая Блоха (Наталья Слащёва / Ольга Драгунова). Кукла Блохи выглядит как огромная челюсть с глазками, а исполнительница роли передвигается по сцене, подпрыгивая. А также, конечно же, Мона Лиза. Оказывается, если подарить Моне Лизе ноги, она придет не к тем, кто хочет с ней сфотографироваться, а к тем, кто был добр с ней, даже если они владельцы ресторана под названием «Ля Помойка».

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Сцена находится очень близко к зрительному залу, что практически стирает ощущение рампы в отдельных эпизодах представления, оставляя возможность для выстраивания доверия со зрителем. Как часто бывает в детских, тем более новогодних, спектаклях, «С Рождеством, Мокрый Нос!» включает моменты интерактивности, но придуманы они без назойливости. Любой желающий ребенок может перевоплотиться ненадолго в спасаемого Псом из проруби (в виде обруча) старика или старушку из эмоционального рассказа Блохи или же поучаствовать во внезапных торгах за собачью радость, которые организует Крыса.
И та же непринужденность сохраняется и в елочных развлечениях, которые проводили актеры спектакля после представления, обыгрывая электрощиток и залежи романов Дюма на сценической площадке, и во взаимодействиях героев друг с другом. Чувствуется, что найдена верная динамика отношений и между актером и куклой, и между ансамблем как таковым, причем в обоих составах. Это создает ощущение родства с персонажами и исполнителями ролей, как будто ты смотришь сотую серию любимого ситкома, хотя только-только познакомился с данной историей. Как только ребенок побеждает свой страх перед угрожающими хлопками зубов Блохи или обещаниями Кошки и Крысы подраться друг с другом и понимает их эмоции и их одиночество, он не только сочувствует им, но и сближается с персонажами, с их трудностями и человеческой нелепостью.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Настроение спектакля постоянно балансирует на грани между доброй притчей и полным хулиганством. Голуби приносят «свежую просрочку» и почти неприлично галдят, поздравляя героев с Рождеством, герои периодически выражают свои чувства песенками в духе кабаре и рэпом про тяжесть бытия, ну и, конечно, само место действия порождает череду шуток. Однако это хулиганство абсолютно детское, оно смелое, но не переходящее грань. Стилизация под французское кабаре и настроения декаданса соседствуют с минутками тишины, где герои любуются тем, как падает свет фонаря, или переживают свои горести и чудеса.
Эти перепады создают причудливый, карусельный ритм спектакля, помогают взрослым вместе с Крысой и детям вместе с Псом вспомнить и осознать простые и важные вещи. Рождество — это день рождения того, «кто был хороший и хотел, чтобы всем стало лучше». И каждый заслуживает маленький кусочек Рождества — кем бы ты ни был и где бы ни находился, будь ты бездомный пес, драная кошка или последняя блоха.
Комментарии (0)