Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

25 июля 2024

АВТОСТОПОМ ПО ГАЛАКТИКЕ МНОГОЭТАЖКИ

«Маленький принц». А. де Сент-Экзюпери.
Тверской театр юного зрителя.
Режиссеры Алексей Шульгач и Диана Разживайкина.

Ставить «Маленького принца» сегодня — тот еще вызов. Кажется, эта повесть совсем устала от сцены, философские цитаты заезжены и воспринимаются больше как статусы в ВК, нежели как что-то действительно значимое. Тем, кто берется за эту сказку, нужно выдержать достаточную дистанцию, чтобы избежать сентиментальной патетики и затертой банальности. Тем интереснее убедиться, что авторы премьерного спектакля в Тверском ТЮЗе с этой задачей справляются, сохраняя при этом и текст, и атмосферу — прошедшего детства, которое все же где-то рядом.

Сцена из спектакля.
Фото — Кристина Белякова.

Им это удается во многом потому, что актеры здесь не играют персонажей Экзюпери как таковых. Но еще и потому, что петербургские режиссеры Алексей Шульгач и Диана Разживайкина углубляют и расширяют историю, не выходя при этом за рамки авторского текста (Шульгач здесь и автор инсценировки). У золотомасочного дуэта в принципе не бывает очевидных решений. Прошлым летом в Хабаровском театре кукол они выпустили спектакль «Как я встретил Питера Пэна» — весьма вольную историю по мотивам Джеймса Барри. Но там тема поиска — друга и себя — тоже была ведущей. В «Маленьком принце» отчетливо видно, что ты можешь стать лучшим другом сам себе — и только после этого по-настоящему обрести кого-то еще.

В темноте сцены мерцает окошком звезда. В окружении поваленных дверей разной фактуры стоит человек в синем халате, через плечо перекинут полотенцем белый шарф, под халатом пижама. Герой в исполнении Андрея Иванова оказывается не у подбитого самолета, а у разрушенного дома, который, как и свою память о детстве, ему нужно собрать по частям. У квартиры под номером 612 он бросается к зарубкам роста на косяке, с нежностью проводит пальцами и пытается уместить в детские отметины свое взрослое тело.

Сцена из спектакля.
Фото — Кристина Белякова.

Возле двери его настигает человек в халате — у этого странного соседа (Сергей Зюзин) спокойный располагающий голос и много заведенных правил и ритуалов. Он включает и выключает свет, как Фонарщик Экзюпери, ибо «таков уговор», и приветствует каждого вечной присказкой «добрый вечер», что звучит в самых неожиданных местах. Его образ мерцает: он и управдом, и верный спутник, что вьется рядом, всегда готовый помочь. Зюзин решает еще одну роль — Змеи, так что истинный мотив добродушного утешителя, что гостеприимно встречает героя и проводит по воспоминаниям, вполне понятен. Он помогает поставить поваленные двери и отдает герою помятую корону из картонки — теперь тот снова Принц.

Это дом его детства, где мать звучит лишь голосом, а отец приходит тенью. Для них он навсегда Маленький принц, которому папа рисует барашков, а мама учит прибирать по утрам свою планету, хоть она и размером с обычную комнату. Менее приятные воспоминания тоже теперь доступны — например, как родители увидели на рисунке лишь шляпу. Вместе с Фонарщиком они отправляются по квартирам многоэтажки искать того, кто разглядит в старом рисунке слона в удаве.

Сцена из спектакля.
Фото — Кристина Белякова.

Минималистичная сценография (художник Алексей Шульгач) практична — двери не только при необходимости превращаются в разные сущности и существа, но обивкой, фактурой и цветом обозначают характер того, кто за ними живет. Из-за железной двери в заклепках высовывает нос очень занятой Деловой человек (Иван Иванов), за упавшей изумрудной прячется укушенный зеленым змием Пьяница (тоже Иван Иванов), из большой двустворчатой торжественно выходит Король (Владимир Крылов). Все это просто люди, живущие в обычном доме обычную жизнь в своих халатах. Но есть дверь, в которую Принц не хочет стучать — знает, что за ней живет Роза (Надежда Мороз), подружка из соседней квартиры, первая любовь.

То как дети они спорят — горячечно и бесповоротно, то как обиженные влюбленные — с затаенной грустью. Их чувственный пронзительный танец все вокруг приводит в движенье: и двери, и звезды — вместе они и есть центр вселенной, вокруг которого кружатся планеты. Особую характерность спектаклю придает световая драматургия, в зависимости от времени и реальности переходящая от подвального разрушения к мерцающему теплу звезд (художник по свету Михаил Шарабакин). «Почему ты тогда ушел?» — спрашивает Роза, останавливая счастливое круженье. Чтобы ответить на этот вопрос, Принц берет ее в большое путешествие по периодам жизни, что провел без нее, заново открывая те же двери, в которые стучался недавно.

Сцена из спектакля.
Фото — Кристина Белякова.

Герои этих воспоминаний — утрированные персонажи в поролоновых масках. Шульгач и Разживайкина — кукольники, гротескное опредмечивание героев Экзюпери вносит в сентиментальное повествование необходимую дистанцию и иронию. Вроде бы это те же жильцы, что только что безуспешно угадывали слона в удаве, но в масках актеры обретают иную пластику и наполнение. Образ Пьяницы собирается по частям: он разъят на два глаза, нос и рот, огромные части лица плавно синхронизируются и то и дело норовят куда-нибудь съехать. Деловой человек, без конца считающий звезды, сам превратился в гладкий круглый ноль. Географ (Алексей Измайлов) с мешками под глазами нервно вычерчивает несуществующие страны. Король в мантии из полосатого матраса горделиво восседает на стуле с тазиком; единственный благоразумный в этой психиатрической лечебнице — Крыса.

Все это — и герой в халате с полотенцем, и брошенное Розой «42», и путешествие по планетам, на каждой из которых свои пришельцы, — отсылает к другой культовой книге прошлого века — «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Авторы спектакля соединяют научную фантастику, философскую притчу и персонажей, потерявших дом и мечтающих вновь его обрести. Первый вопрос здесь также оказывается неверным, но найти главный вопрос можно только на Земле. Туда и предлагает Географ отправиться Принцу. Весь этот путь Роза преодолела с ним вместе, в ее отношении постепенно прорастают зрелость, уважение и принятие. Она понимает, что на Землю он должен отправиться один, без нее.

Сцена из спектакля.
Фото — Кристина Белякова.

Из песка на авансцене Принц откапывает зеркальце в виде лиса, пуская луч зайчиком скакать по залу. Про зоркость сердца говорит ему отец — неосязаемая тень, луч света, тот самый Лис. Вспоминая его мудрые напутствия, Принц снова становится маленьким. Лучом он высвечивает прошлое — себя в детстве, сидящего в такой же картонной короне у края песочницы. На наивные вопросы того Маленького принца (Алексей Измайлов) он сейчас уже отвечает по-взрослому. В этой камерной тихой сцене он сдружается с собой-ребенком, становится ближе сам себе. Осталось только добраться до дома.

Главный вопрос здесь все же находят: зачем ты вернулся? Нет, обрести не прошлую любовь, а своего внутреннего ребенка, себя — Маленького принца. Обычный взрослый человек, за плечами которого опыт потерь, груз ответственности и ошибок прошлого, просто вырос и забыл, что когда-то был легким и смотрел на звезды. «Я даже не заметил, как он ушел, ускользнул неслышно», — говорит Принц, глядя уходящему в дверь квартиры 612 внутреннему ребенку — больше он его не упустит. Теплым светом окон многоэтажки сверкают звезды. Пусть горит одна, куда всегда можно вернуться.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога