Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

15 октября 2019

А МОЖЕТ БЫТЬ, ЗАБУДЕМ ВСЕ И СБЕЖИМ?..

«По зеленым холмам океана». С. Козлов.
Драматический театр Балтийского флота (Кронштадт).
Режиссер Михаил Смирнов, художник Полина Полуновская.

Детский театр уже давно перестал быть местом, где детям рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Разделение на безоговорочно плохих и хороших героев и разговор на сюсюкающем языке тоже уходят в прошлое. Во многом таким переменам восприятия искусства для детей способствовал Сергей Козлов, чьи сказки разрушают традиционный конфликт добра со злом. Самой известной стала, конечно, история про Ежика и Медвежонка, но и другие сказки автора отлично подходят для современного детского спектакля.

Режиссер Михаил Смирнов выбрал пьесу «По зеленым холмам океана», по сюжету которой Волк мечтает отправиться в плавание, а его давние хищные товарищи пытаются его отговорить. В результате в помощники он выбирает Зайца, ломая тем самым все стереотипы — как о себе, так и о положении вещей в пищевой цепочке. Выбор материала кажется не очевидным, если не знать об особенности режиссуры Смирнова — в его спектаклях звуковое оформление часто становится ключом к вскрытию структуры. В этой сказке Козлова музыка играет важнейшую роль — Заяц располагает Волка к себе именно потому, что владеет музыкальным инструментом. Правда, если у Козлова это дудка и барабан, то здесь у Зайки с собой целый синтезатор.

Сцена из спектакля.
Фото Марата Ткача.

Художник Полина Полуновская создала пространство жесткое, контрастирующее с мечтательным главным героем. На арьерсцене стоит металлический забор с нарисованным на нем граффити Forest, а остальное пространство наполняют несколько жестяных бочек и веревки, как в детском экстрим-парке. Здесь читается неприятие урбанизации, а побег Волка уже не просто мечта, а сознательный бунт против городских трущоб.

Все это вряд ли считывается детским сознанием, но есть и более очевидные знаки. Агрессия культуры этого Forest становится очевидной из решения костюмов. Жители леса — Ворона, Филин и Лиса — обряжены в одежды, похожие одновременно и на костюмы звезд русской эстрады, и на военную форму: Филин в сером пальто, но с шарфом камуфляжного цвета, Лиса с погонами, Ворона в берцах и экстравагантном пиджаке. Волк тоже часть этого хищного царства — милитари-жилетка, тельняшка. Только пиратская шляпа отделяет его от всех остальных жителей, символизируя мечту. Больше всех выделяется Зайка — ее белый костюм с ушами напоминает детскую пижаму, что формирует общий образ. Наталия Ермолаева не травестирует Зайца, а играет девочку-подростка, у которой впереди и первая любовь, и первые столкновения с жесткостью окружающего мира.

Наталия Ермолаева (Зайка).
Фото Серафимы Белевич.

Кирилл Нагиев играет Волка как утрированно романтического героя, со взглядом вдаль и речью, полной поэтических оборотов. В его воображении пространство леса уже давно стало волшебным летучим кораблем, взмывающим над «белыми гребешками ромашек». В такого романтика легко влюбиться девочке-подростку, как влюбляются школьницы в учителей литературы, читающих стихи на уроке. Зайка отыгрывает страх при виде хищника стандартным заиканием, но на втором, более тонком плане взглядом, движением транслирует симпатию к «морскому волку». Волка тоже разрывают противоречия — он буквально борется со своими инстинктами, берет себя в руки, грызет морковку, чтобы убедить Зайку в ее безопасности.

При первом знакомстве Волка и Зайки музыка становится каналом, открывающим персонажам путь к взаимопониманию. Трусоватая, не знающая морских правил девочка поначалу кажется Волку ненужной обузой для путешествия, но потом она играет странную, медитативную мелодию, которая так подходит для поэтического мышления Волка, что он меняет свое отношение и уже готов назвать девочку своей… своим другом. Отправление во «френдзону» здесь не вырастает в мелодраму, но делает чуть более болезненным финал спектакля.

Музыкальным контрапунктом к лирической мелодии Зайки выступают вставки от хищного сообщества. Ворона (Галина Ткач) делает из стихов Козлова рэп, зачитывая строки под бит-бокс Филина (Алексей Милков), в одной из сцен на железных бочках отбивается бессмертное «We will rock you», а когда им удается захватить корабль, фраза «Чего теперь на дело пешком нам ходить» распевается на мотив «Имя 505» («А может быть, забудем все и сбежим?») группы «Время и стекло». Не нужно усматривать в таком музыкальном распределении отрицательного подтекста — мол, рэп и рок признаки агрессивной культуры, порождающей злобных героев. Хищники не плохие, они просто другие, не такие, как Волк.

В сюжете — вполне стандартный набор препятствий для сказочных героев: Зайку крадут ревнивые хищники, шантажируют Волка и назначают себя главными на его «корабле». Только услышав музыку, которую Зайка играет, сидя в одной из бочек, Волк выручает ее и выкидывает остальных с корабля. «Остальные», правда, не столь однозначны — в одной из сцен, где звери-разбойники стебутся над дружбой Зайки и Волка, они задумываются всерьез о собственной дружбе. И если Ворона и Филин держат лицо, то Лисица (Светлана Соловьева) больше не участвует в травле Зайки, расстроившись от мысли, что в этом лесу у нее нет ни одной близкой души.

В финале голос рассказчика, присутствующий в спектакле для сцепления эпизодов, говорит о том, что Лиса сильно бьет Волка по голове. На сцене же удар приходится в бочку — видимо, чтобы не травмировать маленьких зрителей. Однако сценографическое решение предусматривает трактовку менее позитивную — в затемнении мы видим, как на заборе просвечивается звездный контур Зайца с Волком, которые стремятся в Вечность, но уже не в этом жестком мире, а в космическом пространстве. Сбегают вдвоем, забывая и обо всех пищевых цепях, и о своем природном предназначении. Очевидно, в этом беге из своего леса, от своей природы Волк заходит слишком далеко, с другой стороны — если этот лес, последнее пристанище свободы, уже стал железными трущобами, то что еще остается?

Сцена из спектакля.
Фото Марата Ткача.

«Необыкновенный, сказочный корабль Волка с обнявшимися на борту друзьями плывет через море света в океан радости, и волны забрасывают на палубу белые гребешки ромашек», — проговаривает голос автора. Для детей эта история закончится просто красивой картинкой. А смысл, наверное, сведется к тому, что нужно как можно дольше оставаться мечтателем. Что ж, не самый плохой вывод. Каждому нужен свой океан, до которого мечтателям добираться легче, чем иным. Не таким, как Волк.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

  1. Елена Вольгуст

    Чего мне не хватило в тексте? Как именно
    Лисица (Светлана Соловьева) больше не участвует в травле Зайки?))

  2. Светлана

    Что за бред!!!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога