Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫХОД В ГОРОД

ВСПОМИНАТЬ НЕ НАДО

1 ФЕВРАЛЯ

А. Арбузов. «В этом милом старом доме».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Олег Леваков.
Премьера 2019 г.

По сюжету пьесы в одном гостиничном номере поселяют двух женщин: нелепая дурнушка Нина Леонидовна (Дарья Цыберкина) приехала к жениху, знойная красотка Юлия Николаевна (Владислава Пащенко) — к бывшему мужу и детям, которых когда-то оставила. Вскоре становится понятно, что обсуждают они одного мужчину — главу «музыкального» семейства Константина Гусятникова (Всеволод Цурило). Центральной интригой является предполагаемое узнавание, которое случается в конце, когда Юлия замечает в доме у Константина Нину и, жертвуя своим счастьем, сбегает, уступая подруге.

В спектакле два места действия: гостиничный номер-люкс и дом Гусятниковых — первое сменяется вторым поднятием задника. Вылизанные белые интерьеры 1970-х годов, костюмы с иголочки и… вычурная проекция нулевых: море с пальмами в лучших традициях рекламы солярия, праздничные салюты, белоснежная беседка и (мое любимое) абстрактный психодел, символизирующий неожиданно вспыхнувшие чувства.

М. Боярский (Эраст Петрович), Л. Луппиан (Раиса Александровна). «В этом милом старом доме». Театр им. Ленсовета. Фото Ю. Смелкиной

Начинается спектакль с пролога: по парадной лестнице под звуки аплодисментов спускается сам Михаил Боярский и, кланяясь публике, становится Эрастом Петровичем, по привычке картавящим в слове «радость». Эраст Петрович — второстепенная роль комического старика. У Левакова же он дирижирует хором: спустившись к роялю, Эраст начинает играть «Маленькую ночную серенаду», что-то объясняя детям своей возлюбленной Раисы Александровны (Лариса Луппиан). Режиссер опошляет и без того комическое обстоятельство (одержимость семьи Гусятниковых музыкой) тем, что заставляет детей Константина петь четверостишия следующего характера:"Наш папаша, наш папаша / Что-то съел, что-то съел / И решил жениться, и решил жениться, / Обалдел, обалдел" и «Мама, мама, мама, мама, / Ты пришла, ты пришла, / Мы тебя не ждали, мы тебя не ждали, / Вот дела, вот дела», — припрыгивая при этом и весело мотая головами из стороны в сторону.

Кусающие сегодня предлагаемые обстоятельства пьесы Арбузова — действие разворачивается накануне Дня Победы, и день этот присутствует в каждой сцене. Вот Юлия вспоминает, как на ней «держалась вся полковая самодеятельность», вот она с Ниной подпевает фронтовым песням, звучащим из ресторана снизу, вот Эраст Петрович восхищен Макаром (Владислав Ставропольцев), который отказался от отсрочки от армии («настоящий мужчина!»), вот Макар с гордостью называет себя и свою мать «военным народом», вот он, в конце концов, отвергает возлюбленную, чтобы стать главным сапером… Сложно вынуть из пьесы эти предлагаемые, ведь держится она на них: тяжелый шлейф военных лет ненавязчиво омрачает легкую беззаботность «штатского» семейного квартета.

Второстепенному персонажу Мите (Дмитрий Хасанов) принадлежат слова: «В музыкальную ткань произведения должны врываться звуки реальной жизни! Звучат флейты — тили-тили-тили-ли — и вдруг гудок паровоза. Жизнь зовет, понимаешь?» В спектакле Олега Левакова нет даже намека на реальную жизнь — картонный мир дешевых голограмм наполнен пластиковыми персонажами, существующими либо пошло, либо нелепо.

Вместо мелодраматического комизма Арбузова в спектакле Левакова — ностальгия по военным временам, нафталинный актерский театр и устаревшее диджитал-оформление.

«Вспоминать не надо», — поет на бис Боярский. Да, пора бы забыть.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.