Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫХОД В ГОРОД

ТЕАТР КАК ФЕНОМЕН

30 ЯНВАРЯ

К. Митани. «Академия смеха».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Федор Пшеничный.
Премьера 2022 г.

Спектакль предваряет титр «осень 1940», транслируемый на выгородку кабинета чиновника. Комната окрашена по плечо взрослого человека в тоскливый зеленый цвет, напоминающий сразу все казенные учреждения вместе взятые. 1940 — время разрушительного единения сил зла, на фоне которого и происходят события спектакля. А происходит на сцене следующее: Автор (Илья Дель) сопротивляется подавлению его воли Цензором (Сергей Перегудов), спущенным из военного ведомства курировать вопросы культурной политики, суть которой умещается в одной фразе — «не время нам теперь веселиться и предаваться утехам».

И. Дель (Автор), С. Перегудов (Цензор). «Академия смеха». Театр им. Ленсовета. Фото В. Васильева

Однако в спектакле речь идет не просто о трудном времени. Дуэт Дель — Перегудов настолько слажен, что их взаимодействие буквально пружинит действие, поднимая отношения героев на такую высоту, с которой конкретная реальность уже не имеет никакого значения — из нее просто нет выхода, речь про вообще. И Федор Пшеничный высказывается здесь о театре как сущностном феномене, который, не приспосабливаясь к идеологическим аспектам, выживает вопреки чиновничьему произволу. Цензурный слалом превращается у него в абсурдное изнурительное соревнование между чиновником, ставящим каждый раз непреодолимое препятствие перед Автором, — и драматургом, справляющимся с этой задачей так ловко, что остается только диву даваться.

Пьеса «Гамлет и Джульетта», где важная роль отдана полицейскому? Серьезно? А почему, собственно, нет? Во-первых, это действительно смешно. Во-вторых, театр ведь всегда отражает жизнь, как и любое другое искусство, в какие бы одежды оно ни рядилось. И сочиненное абсурдное произведение всегда будет лишь результатом того абсурдного времени, в котором оказались его герои. В этом и заключается тот самый способ борьбы, о котором идет речь в спектакле. Чем абсурдней требования Цензора, тем смешнее и страшнее становится пьеса Автора, который превращается из заискивающего, трусоватого человека с портфелем в гения, голова которого постоянно в крови и перьях. Просто потому, что жизнь, совмещенная с талантом, — трагична по определению. Но главное в этом уравнении все-таки то, что следует после знака равно: Цензор, сидящий в театре, завороженно смотрит нарезку спектаклей в диапазоне от «В ожидании Годо» Юрия Бутусова до «Эмилии Галотти» Михаэля Тальхаймера.

Да, истинное искусство способно зародить веру в человека. Но ирония в том, что если человека не «задушит» другой человек в мирной жизни, то его не пощадят в военное время — вспомним неслучайный титр в начале спектакля. Одним словом, человек, как ни крути, смертен. И эта неизбывная трагичность его существования в первую очередь должна напоминать нам о ценности нашей жизни.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.