30 ЯНВАРЯ
В. Катаев. «Квадратура круга».
Театр «Комедианты».
Режиссер Захар Черезов.
Премьера 2020 г.
В спектакле «Квадратура круга» театра «Комедианты» пахнет краковской колбасой на весь зал, звучат песни и марши 1920-х. Минут через пятнадцать понимаешь: да, Валентин Катаев — автор с потрясающим, острым чувством юмора, отточенным чувством сцены, безукоризненно понимавший всю механику жанра, он умудрился создать образец советского водевиля, пережившего свою эпоху.
Кто не знает, квадратура круга — неразрешимая математическая задача. В пьесе неразрешимость задачи реализована в самом зачине: двое приятелей — закоренелых холостяков, проживающих в одной комнате дома-коммуны, большевик Вася и большевик Абрам, втайне друг от друга зарегистрировали свои браки в ЗАГСе в один день и привели в общую комнату жен. Вася — беспартийную, мелкобуржуазную Людмилочку, у которой есть абажур, колбаса и шубка. А Абрам — стальную и идеологически правильную товарища Кузнецову, с которой у него из общего — трудовой контакт, политическая установка и классовая принадлежность. И этот комический коммунальный зощенковский винегрет внезапно осложняется незапланированным чувством — любовью, причем не к своим официальным половинкам.

К. Комкина (Людмила), С. Воронецкий (Вася). «Квадратура круга». Театр «Комедианты». Фото Л. Весниной
Так вот, не знаю, этично или неэтично будет написать следующее: этому спектаклю могло бы быть не четыре года, как сейчас, а и двадцать, и тридцать — его эстетика и режиссура таковы, что там нет чувства времени, того уровня рефлексии, который бы позволил считать временной код и дистанцию, отделяющую настоящее от прошлого. Это не архаика, это честный и веселый спектакль, просто лишенный сильного авторского начала. В нем играют хорошие актеры и играют хорошо, но ты, когда смотришь на них, задаешься вопросом (не в первый раз в этом театре) — ну неужели же, неужели им не суждено поработать с сильными режиссерами?
Здесь прекрасно сыгранный ансамбль, но именно женщины делают погоду в доме, ведут эту историю. Кристине Комкиной — Людмиле и Ксении Ломакиной — Тоне удалось создать абсолютно противоположные характеры, и их полярность создает нужное напряжение, каждая из них смешна, притягательна, трогательна, очаровательна. Когда на сцене появляется Людмила, через пять минут начинаешь заглядывать в программку — отчего ты раньше не знал о том, что в городе есть настолько замечательная актриса? То, как она в первые пять минут своего появления отыгрывает малейшие переходы эмоций и реакции на все новые и новые обстоятельства, в которые ее погружает новоиспеченный муж Василий, жонглирует красками — пластически, голосом, мимикой, — увлекает и ужасно веселит. Товарищ Тоня Кузнецова кажется менее яркой внешне — это типичный образ комсомолки: синяя рабочая куртка и серая юбка, красный платок на голове, пионерско-командирский голос, который произносит лозунги. Но при всей этой жесткости и нарочитой простоте — прекрасные голубые глаза, живущие своей жизнью, неподвластной идеологическим установкам, губы, которые дрожат при малейшем волнении, ломкий голос, который сбивается, как только она видит Василия, того Василия, который уже однажды пробил брешь в ее сердце. Спектакль «Квадратура круга» в «Комедиантах» неплох. От него остается ощущение дипломной работы, когда перед студентами ставятся четкие задачи — почувствовать жанр, научиться работать с характерностью, маской, партнером. Но проблема в том, что перед нами не молодые ребята, а взрослые актеры и для них эти штанишки малы. Хочется, чтобы мир, в котором существуют персонажи, был простроен и поэтически осмыслен. Хочется дать этим актерам интересного режиссера, более сложные задачи. Не знаю, этично ли такое писать или неэтично?
Комментарии (0)