Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫХОД В ГОРОД

СКУЧНО ЖИТЬ С ВИАР-ЭФФЕКТОМ, ГОСПОДА

1 ФЕВРАЛЯ

Д. Данилов. «Человек из Подольска».
Театр «На Литейном».
Режиссер Андрей Сидельников.
Премьера 2018 г.

Это самый скучный и самый абсурдный «Человек из Подольска» из всех виденных. (Столь же неудачен, быть может, только фильм Семена Серзина.)

Именно абсурдный, а не абсурдистский, потому что задержанному полицией гражданину Фролову в отделении надевают на голову какие-то шлемы (то ли с виар-эффектом, то ли прибегая к лоботомии, во что относительно нашей полиции веришь скорее…). Абсурд и юмор извлекаются не из реальных парадоксов и виражей, которыми полна остроумная пьеса Дмитрия Данилова, а из постановочных наворотов, эффектов, трюков, переводящих пьесу в жанр фантастики и отрывающую от жизни и подольской почвы. «Госпожа капитан» является в концертном платье, «пыточная» комната заполняется дымом, из-под помоста врывается красный свет: преисподняя, куда попадает скромный журналист Фролов, не оставляет сомнений в своей природе — чистый ад.

«Человек из Подольска». Сцена из спектакля. Театр «На Литейном». Фото Д. Пичугиной

А начало спектакля обещало другое. Первый полицейский (Игорь Павлов) проверял документы у зрителей, сидящих с трех сторон помоста (надо видеть, с каким доверием и радостью наши сограждане отдают свои паспорта и военные билеты, ну ничему их жизнь не учит!). Одному из выуженных добровольцев (Николай Красноперов) говорили: «Пройдемте», — и некоторое время мои соседи по залу были уверены, что на сцене стоит и несколько минут чего-то ждет просто человек, не актер. Пауза была почти рекордной, четыре минуты, а потом началось вот все это: сверкающий шлем, дым, постановочные трюки, макет города, вырастающий на помосте и… скука. Не поверите — ждешь, когда все закончится. Ведь комедия Данилова извлекает искры из обыденности, из неожиданностей, из обратного знака привычного, а тут даже человек из Мытищ — подставной милиционер, в финале облачившийся в форму. В пьесе еще неизвестно — кто герой (может, культурно развивающие Фролова милиционеры герои?), и культурное насилие, которому подвергает скучного Фролова власть, — штучка непростая, и виар-шлемом точно ее загадка не открывается. А когда все — маскарад, понарошку, театр и театральщина — какой тут «Человек из Подольска»?..

В именном указателе:

• 

Комментарии (1)

  1. Александр

    Какова пьеса…
    Удивляет пиетет критиков к вторичной, вымученной пьесе с пришитыми белыми нитками внешними движухами типа танцев-разминок, чтобы только персонажи не просто так сидели и разговаривали.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.