1 ФЕВРАЛЯ
Д. Данилов. «Человек из Подольска».
Театр «На Литейном».
Режиссер Андрей Сидельников.
Премьера 2018 г.
Это самый скучный и самый абсурдный «Человек из Подольска» из всех виденных. (Столь же неудачен, быть может, только фильм Семена Серзина.)
Именно абсурдный, а не абсурдистский, потому что задержанному полицией гражданину Фролову в отделении надевают на голову какие-то шлемы (то ли с виар-эффектом, то ли прибегая к лоботомии, во что относительно нашей полиции веришь скорее…). Абсурд и юмор извлекаются не из реальных парадоксов и виражей, которыми полна остроумная пьеса Дмитрия Данилова, а из постановочных наворотов, эффектов, трюков, переводящих пьесу в жанр фантастики и отрывающую от жизни и подольской почвы. «Госпожа капитан» является в концертном платье, «пыточная» комната заполняется дымом, из-под помоста врывается красный свет: преисподняя, куда попадает скромный журналист Фролов, не оставляет сомнений в своей природе — чистый ад.
А начало спектакля обещало другое. Первый полицейский (Игорь Павлов) проверял документы у зрителей, сидящих с трех сторон помоста (надо видеть, с каким доверием и радостью наши сограждане отдают свои паспорта и военные билеты, ну ничему их жизнь не учит!). Одному из выуженных добровольцев (Николай Красноперов) говорили: «Пройдемте», — и некоторое время мои соседи по залу были уверены, что на сцене стоит и несколько минут чего-то ждет просто человек, не актер. Пауза была почти рекордной, четыре минуты, а потом началось вот все это: сверкающий шлем, дым, постановочные трюки, макет города, вырастающий на помосте и… скука. Не поверите — ждешь, когда все закончится. Ведь комедия Данилова извлекает искры из обыденности, из неожиданностей, из обратного знака привычного, а тут даже человек из Мытищ — подставной милиционер, в финале облачившийся в форму. В пьесе еще неизвестно — кто герой (может, культурно развивающие Фролова милиционеры герои?), и культурное насилие, которому подвергает скучного Фролова власть, — штучка непростая, и виар-шлемом точно ее загадка не открывается. А когда все — маскарад, понарошку, театр и театральщина — какой тут «Человек из Подольска»?..
Какова пьеса…
Удивляет пиетет критиков к вторичной, вымученной пьесе с пришитыми белыми нитками внешними движухами типа танцев-разминок, чтобы только персонажи не просто так сидели и разговаривали.