1 ФЕВРАЛЯ
«Король Лир». По мотивам пьесы У. Шекспира. Небольшой драматический театр.
Режиссер Л. Эренбург.
Премьера 2019 г.
«Король Лир» вышел в конце 2019 года, готовился почти пять лет. И с даты премьеры многое изменилось. В первую очередь изменилась жизнь за пределами театра. Чума, войны, братоубийства, сумасшествие, бесконечный обман, отсутствие неба над головой (с него свисают обугленные повешенные, потерявшие даже форму своего тела, или оставшиеся/приготовленные от/для них петли, а на колосниках сидят белые голуби мира) — таков весьма актуальный набор театрального мира спектакля Льва Эренбурга.
На сцене НДТ ставится одна из самых кровавых трагедий Шекспира, но трагедией в руках режиссера и в исполнении слаженного актерского ансамбля она не является. Убитых, окровавленных, потерянных героев не жаль. Никого. Даже невинную собачку. Они смешны, нелепы. Иногда трогательны (например, Шут в исполнении Татьяны Рябоконь). Театрализованный мир кровавой, сгнивающей от разлагающихся тел Британии воспринимается игрово: отсутствие категории времени, оборванские костюмы из подбора (где царская накидка, там и конверсы с кофтой, на которой написано «Fashion King»), литры пролитого «клюквенного сока»-бутафорской крови, нарочито яркий макияж сестер, залитые гнойно-красным очки слепого Глостера (Кирилл Семин) и до нелепости гипертрофированные черты персонажей.
Действие на сцене развивается стремительно: все словно спешат поскорее умереть. Высокий темп, заданный актерами, помогает преодолевать трагизм этого чахлого мира убийц и бесстыдников. К финалу, наступившему столь быстро, они все окажутся в горе бесформенных трупов — перемешаются с куклами, которых не так давно достали из петель. Жестокая, бесчеловечная картина, как, впрочем, и все, что играют актеры, невероятно забавляет и вызывает принятие как данности, а устрашает лишь после, потому что мир, созданный Эренбургом, узнаваем: чума, тоска, литры крови, тотальное равнодушие и непонимание того, как такое в принципе может происходить. Голубь мира — ангел-хранитель — появляется лишь в эпилоге, после смерти всех, кто был в этом мире, прямо изо рта только что повесившегося Герцога Альбанского (Вадим Сквирский). Мир может наступить лишь после тотальной зачистки, полного уничтожения старой реальности — кровавой и жестокой.
Спектакль Эренбурга не устрашает во время действия ни кровавым месивом, ни безжалостными убийствами, ни абсолютным безумием — он, скорее, увлекает и забавляет. Весь ужас, осознан-ный в спектакле Эренбургом и актерами НДТ, поглощает только после выхода из театра, потому что кровавый мир настигает спустя время и ты понимаешь, что голубь — ангел-хранитель — до сих пор не прилетел и даже не отправляет знаков…
Комментарии (0)