30 ЯНВАРЯ
Л. Толстой. «Холстомер».
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов.
Премьера 2008 г.
Старый «Холстомер» Руслана Кудашова — спектакль о несправедливой бесправности человека в мире безголовых извергов. Сегодня спектакль воспринимается по-настоящему остро: как будто речь идет не о пегом мерине со сложной судьбой, но о каждом из нас, невыгодно отличающемся от общепринятых норм. Мысль, тревожащая Мужика первого, — почему человек, со всей его жестокостью, глупостью и алчностью, является хозяином мира — тревожит и нас, сидящих в зрительном зале. И ответа на него не найдет никто. Надо сказать, что тема эта звучала также и в премьере этого сезона — «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых в ожидании конца известных времен, или Просто Дон Кихот» Кирилла Люкевича в театре «Суббота», где конь Росинант и осел Серый искренне не понимали, почему (а главное — когда) человек сделался мерой всех вещей.
На небольшой сцене расположена деревянная многофункциональная конструкция, напоминающая то ли стойло, то ли ворота, то ли колодец, то ли верстак, меняющая свою роль в зависимости от места действия рассказа.
Начинается спектакль прологом: из ниоткуда на сцену под звуки страшной вьюги выбрасывается человек ли, душа ли (Петр Васильев), стучится в ворота, которые открываются не скоро. На пороге — трое в белом (Михаил Гришин, Сергей Беспалов, Алена Первухина), держащие Писание и не пускающие путника, пока тот не расскажет свою историю. Жанр спектакля Кудашов определил как «хроника спасения одной души», предлагая при этом ретроспективный нарратив — попавший в рай (ли?) Холстомер повествует о своих мучениях, со дня рождения и до самой смерти, чтобы заветные врата открылись.
С начала рассказа Васильева посвящают в кукловоды, надевая на него холщовый синий зипун — в таких будут все четверо. На условном планшете появится маленькая несчастная марионетка — пегая лошадка, от ее лица и продолжится повествование. По ходу жизни Холстомера марионетка будет меняться, увеличиваясь в размерах, но оставаясь глубоко несчастной и хилой. Остальные герои спектакля — мать Холстомера, Нестер, рысак Лебедь, гусар, Васька и прочие второстепенные — представлены теневыми, планшетными, тростевыми… Таким образом, толстовская связь Холстомера с Высшим явлена в этих марионеточных нитях, принадлежащих лишь ему одному. Все люди — обезличенные, обезглавленные и гротескные, демонстративно неспособные владеть целым миром («моя лошадь, моя земля, мой воздух, моя вода», — удивленно повторяет человеческие тезисы пегий мерин, не в силах их осознать). Немногочисленные любовные сцены, решенные миниатюрами на теневом экране, растворяются так же быстро, как и появляются, едва нарушая нарочито-игровой темп спектакля.
В конце, когда «хроника» заканчивается, душу Холстомера в человеческом облике пропускают дальше, к свету. А человеки в зале остаются наедине со всем принадлежащим им «миром».
Комментарии (0)