Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫХОД В ГОРОД

«МНЕ НЕАПОЛЬ ОПРОТИВЕЛ…»,
или ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

31 ЯНВАРЯ

Д. Скарниччи, Р. Тарабузи. «Синьор из высшего общества».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Дамир Салимзянов.
Премьера 2021 г.

Когда Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи, написавшие пьесу «Икра и чечевица», настойчиво и небезуспешно превращали своей активной деятельностью неореализм в комедию по-итальянски, то делали это с присущими жанру особенностями — витальной органикой, масочностью, буффонадой и вниманием к «маленькому человеку», — уходящими корнями в комедию дель арте. Наследником этой разновидности комедии в советском кино с некоторыми оговорками можно было считать Георгия Данелию — умного, ироничного, грустного и глубоко чувствующего комедиографа, ходившего с постоянно зажженным фонарем в поисках человека среди абсурда жизни.

Сценическая редакция Дамира Салимзянова вымарала из жанра этот трагический кивок в сторону неореализма и погрузила зрителя в формат водевиля, соединенного с плохой советской лирической комедией, которая происходит, как правило, вообще и нигде. Такой, кстати, и была экранизация этого сюжета под названием «Миллион в брачной корзине», снятая Всеволодом Шиловским в 1985 году с известными советскими актерами, словно подтверждая старый как мир принцип — не все то золото, что блестит.

«Синьор из высшего общества». Сцена из спектакля. Театр им. Ленсовета. Фото Ю. Смелкиной

Собственно, к этому блеску, будучи отцом бедного итальянского семейства, и стремится главный герой — Леонардо Папагатто в исполнении Семена Стругачева. По сюжету он ежевечерне в кителе с липовыми орденами ошивается на светских приемах, с которых ворует еду, толкая ее впоследствии по завышенной цене своим же согражданам итальянцам. Собственно, перед нами вор, мошенник и плут. Естественно, он попадает в ряд комических ситуаций, которые в конце концов разрешаются благополучно. Однако то, что делает Семен Стругачев, заставляет всерьез усомниться во вменяемости героя, как и всего семейства, да что там семейства — Неаполя в целом. Папагатто Стругачева путается в показаниях, наматывает бесконечные круги вокруг стола, пучит глаза, ходит в нижнем белье, рвет волосы, прореживая и без того скудную шевелюру, — одним словом, бенефисно играет на публику, демонстрируя скудный комедийный потенциал вкупе с «народным» юмором.

Единственным вменяемым человеком здесь оказывается сосед Антонио в исполнении Всеволода Цурило, все первое действие проходивший с неизменной усмешкой на лице. Во втором, правда, тлетворная неаполитанская среда Владимирского проспекта заедает и его — он глупеет на глазах и становится неотличим от остальных домочадцев, среди которых есть заигрывающая с каждым встречным с наигранной угловатостью подростка дочь Лючия (Владислава Пащенко), ухоженная и явно не бедная жена с повадками светской львицы (Кристина Кузьмина), аморфная обывательница-мать, бродящая по сцене полоумной сомнамбулой (Галина Субботина), сын Марко в пубертатном состоянии сломанного «заводного апельсина» (Владислав Ставропольцев) или беззубый во всех смыслах Дедуля (Олег Леваков), фальшиво орущий «Bella Ciao» в семье, глава которой никогда не ощущал запах напалма по утрам.

Ну очевидно же — здесь один беднее другого.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.