Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫХОД В ГОРОД

КОМУ ВЕРОВАТЬ

31 ЯНВАРЯ

В. Шукшин. «Земляки».
Театр «Комедианты».
Режиссер Михаил Левшин.
Премьера 2014 г.

Спектакль «Комедиантов» по рассказам Шукшина не только создает на сцене обстановку Дома культуры совхоза шестидесятых, но и сам без всякой машины времени откатывается куда-то к временам художественной самодеятельности.

Пять шукшинских рассказов («Раскас», «Мой зять украл машину дров», «Други игрищ и забав», «Сапожки» и «Верую») Михаил Левшин собрал в отчетную концертную программу Алтайского края, где деревенские земляки сначала выступают с песнями, а после разыгрывают театральные сценки из собственной жизни. Прием театра в театре не уходит дальше организации общей композиции — ни о какой дополнительной надстройке «актер—роль» речи не идет. Единственное, что спасает спектакль от реального выступления в районном ДК, — живая энергия актеров и вера в собственных персонажей.

«Земляки». Сцена из спектакля. Театр «Комедианты». Фото Л. Весниной

Артистам театра чудесным образом удалось найти точную для себя ноту: их нерадивые глупые жены и мучимые вопросами о жизни мужички — настоящие шукшинские «чудики», в искренности и достоверности которых практически не остается сомнений. Такими их, наверное, и представляла культура Советского Союза: современных маленьких людей, но с тем самым большим сердцем. Так, в «Раскасе» Иван Антона Быстрова-Мокрого — обаятельный увалень, зарывший шею в кривую вскинутых плеч, отчего кажется, что вся его жестикуляция скучилась где-то в центре тела. В этой комической истории его отчаянно-щенячьи глаза выдают настоящее страдание по сбежавшей жене.

Это и будет отличать всех мужских персонажей остальных рассказов — герои Шукшина чувствуют нечто большее, чем то, что может вместить в себя советская сельхозжизнь. В них что-то ворочается внутри — то, о чем спрашивает Веня (Евгений Талашманов, «Мой зять украл машину дров»), силясь понять, как совесть позволяет сажать в тюрьму людей, то, чему не находит названия Сергей (Антон Быстров-Мокрый, «Сапожки»), пытаясь объяснить свой порыв с неоправданно дорогим подарком жене, и что Максим (Олег Жилин, «Верую»), наконец, определяет душой. В этих актерских работах есть не только пресловутое умиление персонажами-недотепами, но и зарождение рефлексии, попытка маленького человека понять странный и нелогичный мир вокруг себя. Правда, в финале режиссер уводит своих мужчин от внутренних поисков к религиозному просветлению, под церковное песнопение на фоне огромных перемигивающихся икон.

Мироустройство и отношение к нему вызывает главные вопросы. Кажется, что в современном мире ставить сюжеты о бедности, семейном непонимании и судебных доносах родственников друг на друга без оглядки на социальную проблематику архаично.

По крайней мере, воспринимать предлагаемые Шукшиным обстоятельства в 2024 году исключительно комически просто не получается.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.