31 ЯНВАРЯ
А. Макейчик. «ЭГО. Эпидемия городского
одиночества».
Театр «PRO Человека».
Режиссер Александр Насенков.
Премьера 2021 г.
Спектакль «ЭГО» поставлен по пьесе современного белорусского драматурга Алексея Макейчика «Путаница», которая была прочитана в 2019 году на «Любимовке».
В пьесе молодой парень (а может, и не молодой) Денис, на которого обрушиваются панические атаки, приходит на сессию к молоденькой психологине Марте. Впрочем, очень скоро он начинает подозревать, что психологиня не имеет диплома, и ей приходится признаться, что она еще только учится у одного из коучей. Денис и рад бы уйти от самозванки, но маховик запущен — он по ее совету написал письмо себе в детстве и неожиданно получил ответ — из прошлого, от себя, 11-летнего. И мы наблюдаем процесс погружения в себя, в свое прошлое, которое совершает Денис. В какой-то момент оказывается, что красотке Марте, у которой проблемы с личной жизнью и мамой, помощь нужна не меньше, — и вот уже любовная связь оборачивается конфликтами, и кажется, что никогда мужчина и женщина в этом городе не смогут найти друг друга и быть вместе без компромиссов. То ли Бергман, то ли Альмодовар.
Режиссер Александр Насенков вводит в действующие лица фигуру того самого Дениса в детстве — его играет мальчик Александр Поздняков. Этот худенький, подвижный подросток, кажется, не имеет ничего общего с тем ироничным, медленным и вальяжным выросшим Денисом, каким его играет Иван Лосев. Но мальчик этот становится для режиссера ключевой фигурой, которая будто собирает всю историю, ее болевой точкой, а немые сцены с ним (вспышки памяти — на фоне черной стены в прямом луче белого фонаря лицо мальчика, он смотрит наверх, где висят на проводах те самые злополучные кеды, из-за которых все и произошло) — той поэтической надстройкой, которая позволяет уйти от довольно плоской истории мужчины и женщины, какой она оказывается в спектакле.
То ли природа актера Ивана Лосева, то ли его возраст таковы, что история про его героя не уходит в депрессивную фазу. Он играет очень обаятельного, хорошего парня, привыкшего не заморачиваться и плыть по течению, как все. Но внезапная паническая атака, один поступок не только разрушает его брак, но и приводит к тому, что он начинает задумываться о себе и пытаться вспомнить то самое больное, что он забыл. Поначалу кажется, что он существует на одной очень легкой интонации. Но по мере того, как он приближается к тому самому моменту из своего детства, когда они с младшим братом оказались на поле наедине с бандой подростков, его персонажа настигают и драматизм, и отчаяние, и одиночество, и ты веришь в тот внутренний перелом, который приводит к тому, что Денис решает уехать в деревню. В этом смысле, конечно, именно у Ивана Лосева в спектакле ведущая партия — Дарье Купцовой, которая играет Марту, меньше удаются эти переходы от иронии к подлинной драме, возможно, оттого, что ее образ достаточно раздражающе одномерный и однотипный, про нее все понятно — ты сразу считываешь этот нарочито неестественный стиль общения, который можно наблюдать у всех коучей в соцсетях, но вот раскрытия и перехода к какой-то естественности, ухода от секси лайфстайла к чему-то совсем простому и искреннему не получается.
Больше всего меня поразило молчание зрителя на протяжении этого не очень короткого спектакля — небольшой зал, затаив дыхание, следил за историей двоих людей в большом городе. И это, пожалуй, оказалось одной из самых важных эмоций — люди готовы погружаться в современную пьесу, им нужны простые истории про себя, про человека. А значит, режиссера можно поздравить с тем, как он чувствует этот запрос и отвечает на него.
Комментарии (0)