Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫХОД В ГОРОД

ИГРА В СОЛДАТИКОВ

30 ЯНВАРЯ

Б. Окуджава. «Будь здоров школяр».
Малый драматический театр — театр Европы.
Режиссер Яна Тумина. Премьера 2022 г.

Увидеть спектакль про войну сейчас — увидеть что-то необычайно актуальное и болезненное. Только если он чем-то существенно отличается эстетически от классических, заштампованных спектаклей про войну. И не столь важно, про какую: Отечественную 1812, Первую мировую, Великую Отечественную или какую-то другую, которых, к несчастью, за историю поднакопилось бесконечное множество.

Яна Тумина, ставя «Будь здоров школяр» до двадцать четвертого февраля и выпуская после него, создает спектакль внеконтекстуальный, вполне обобщенный, оттого и внятный: на сцене МДТ молодая часть труппы театра играет в войну, чтобы показать, насколько конкретно Великая Отечественная была разрушительной и всепоглощающей для юного человека.

«Будь здоров школяр». Сцена из спектакля. МДТ — Театр Европы. Фото В. Васильева

Адресат спектакля обозначается очень внятно — это тот самый школяр-скейтер и граффитист, узнающий эстетику широкоштанного VANSовского стиля, райтеровский почерк GASPа и битбоксовскую музыку. Этому внешне беззаботному зумеру рассказывают, проводя за руку по сюжетному пути героев художественного военного мира Окуджавы, к чему приводит романтизация войны. Яна Тумина посвящает спектакль «своим сыновьям». И это расслоение на отцов и детей становится основным композиционным приемом: пространство делится на два разновременных пласта; повествователь становится обособленным, стоящим над группой «детей»-героев, каждый из которых играет не конкретного человека (хоть у всех есть имя), а некий обобщенный типический для спектакля про войну образ.

Эта обобщенность, узнаваемость сцен как раз и используется режиссером для внятности художественного языка: красивые и все еще, несмотря на некую привычность, пугающие сцены вызывают главную необходимую эмоцию — неприятие войны как явления. Визуально простые приемы все еще эффективны: ритмичное повторение «Крест деревянный иль чугунный», истеричная игра на воображаемых барабанах в залитом алым светом пространстве, шинели, сшитые в одну братскую, вновь и вновь наносящиеся на палочку после гибели однополчанина зарубки, белые подвешенные сапоги и проецируемая на экран «игра в солдатиков».

Действенным становится и музыкальный подход: незамысловатый рэп-биток, на который наслаивается текст Окуджавы, воспринимается явно как нечто более близкое, чем бардовские гитарные аккорды.

Спектакль Яны Туминой не ко времени, а про время. Не для высказывания, а для попытки донести: романтизированные выкрики «Война!» и желание подвига совсем скоро превратятся в невероятное отторжение и конвертируются в единственное желание: выжить и вернуться домой.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.