30 ЯНВАРЯ
А. Яблонская. «Лодочник».
Городской театр.
Режиссер Андрей Горбатый мл., режиссер новой редакции Наталия Лапина.
Премьера 2020 г.
Пару лет назад я видела этот спектакль с Богданом Гудыменко в заглавной роли. Сторож, он же несостоявшийся писатель, с бутылкой в руках скатывающийся на дно жизни, он же Лодочник, нанятый Женщиной с косой на работу в ночную смену — переправлять людей на лодке через реку с известным из мифологии названием («на Сэ начинается, на Сэ кончается»), он же очень добрый, хотя и непутевый, мужик, он же… В общем, центральный персонаж сказки для взрослых, написанной в 2008 году Анной Яблонской, чья трагическая гибель в результате теракта в Домодедово ложится тенью на постановки ее пьес, усиливая их звучание, придавая еще большую остроту коллизиям. Тем более если речь о «Лодочнике», где сюжет строится на зыбкой границе жизни и смерти.
Перевозя людей на другой берег, герой совершает путешествие в сумрачную страну мертвых и сам рискует оказаться во власти Людей в хитонах (скрытые под плащами с капюшонами, они исполнены угрозы). Страх в нем заглушен отчасти алкоголем, отчасти — невиданными деньгами, щедро отгруженными импозантной героиней Анны Христич (ее Смерть выглядит эффектно в черной кожанке и кепке, с черными же накрашенными губами и железным оскалом). Кто-то из персонажей буквально стремится на тот берег (как Женщина — Ангелина Столярова, о смерти которой никто, кроме кошки, не загрустил), а кто-то вовсе не хочет помирать, как Иосиф Лауреат (и в тексте, и в исполнении Михаила Рябова это не слишком симпатичная личность, притом что узнаваемое интонирование и прочитанные стихотворные строки не оставляют сомнений в том, кто имеется в виду). Ключевой момент истории — встреча в лодке с Олей, бывшей возлюбленной, из-за расставания с которой вся жизнь и пошла под откос. (Героиня Тины Тарусиной нежна, грустна и кротка, как заколдованная царевна.) Она говорит, что едет только «на экскурсию», потому что сейчас лежит в больнице в коме. И Сторож, он же Лодочник, он же Саша, решает во что бы то ни стало ее вернуть с того света, то есть — с того берега, и заодно и самого себя вернуть на путь истинный. Как и положено в сказке, по пути он встречает волшебного помощника (Йог — отличная роль Игоря Дудоладова, очень смешная и выразительная), а еще нежданно-негаданно обретает 15-летнюю Дочь (Анастасия Шалыгина), очень прикольную, строптивую, любящую и смелую.
С этого сезона в спектакле вместо Гудыменко играет Антон Падерин, артист не менее обаятельный и талантливый. Роль в надежных руках. Может быть, пока не вполне сложился дуэт с Тарусиной, они существуют как-то параллельно… И при всех очевидных достоинствах постановки (включая музыкальное и сценографическое решения, создающие атмосферу) мне при этом просмотре мешал мат, которым автор активно пользовалась, тогда это было органично для новой «новой драмы». Хочется убрать ненормативную лексику, понизить возрастной ценз до 16+ и показывать эту чудесную историю подросткам. Пусть смотрят добрый, возвышенный, но не переслащенный, а ироничный и умный спектакль о победе любви.
Комментарии (0)