Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ

РЕЖИССЕР УХОДИТ ИЗ ТЕАТРА. ЧТО ОСТАЕТСЯ?

Двенадцать интервью о Тенгизе Махарадзе /
Автор-составитель К. В. Долотин.
Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2023.

Из интервью с актером Челябинского ТЮЗа (ныне — Молодежный театр) Борисом Черевым, что вошло в этот сборник: «На следующее утро после своего 60-летнего юбилея Махарадзе последний раз вошел в кабинет, чтобы взять личные вещи. После только дважды он переступал порог своего театра: когда хоронили Лешу Шибкова, а потом — Игоря Перепелкина».

Алексей Шибков — актер и завлит Челябинского ТЮЗа, переигравший во множестве спектаклей Тенгиза Махарадзе, Игорь Перепелкин — режиссер, сменивший Тенгиза Александровича на посту главного, но из-за скоропостижной смерти пробывший на нем только год.

А упомянутый в рассказе Бориса Черева юбилей случился 21 декабря 1997 года. В этот день в театре сыграли премьеру спектакля «Любовь Дона Перлимплина» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Тенгиз Махарадзе был режиссером спектакля, Татьяна Сельвинская — художником, Светлана Голыбина — композитором. Постановка прошла всего пару раз.

Ровно четверть века спустя Константин Долотин начал собирать сборник, который еще через год вышел в челябинском издательстве «Библиотека А. Миллера». В него вошла дюжина интервью людей, хорошо знавших Тенгиза Александровича. Так случилось, что я оказался первым собеседником Константина, наш разговор открывает книгу. Другие участники диалогов: актеры ТЮЗа/Молодежного театра Борис Черев, Наталья Антонова, Ольга Телякова, Светлана Худякова, Алексей Согрин, режиссеры Владимир Филонов, Тамаз Гачечиладзе, Иван Миневцев, актриса, педагог и театральный менеджер Алла Точилкина, профессор Челябинского педуниверситета, самый благодарный зритель и летописец театра Махарадзе Сергей Загребин…

Но почему за этот проект взялся Константин Долотин и, собственно, кто он? Монтировщик Молодежного театра. И театральный блогер, пишущий под псевдонимом «монтировщик Петя Соленый» тексты острые, язвительные, порой неоправданно хлесткие, за что я на правах руководителя Школы театральных блогеров, курс которой прошел Костя/Петя, иногда пеняю ему. При этом не могу не видеть, что короткие посты Соленого и у профессионалов, и у любителей челябинского театра вызывают куда больший интерес, чем квазирецензии авторов городских СМИ, а характеристики, которые Петя дает тем или иным служителям Мельпомены, остаются с ними навечно, вот назвал одного экс-директора театра «цыганским бароном», и это уже навсегда.

Как «монтировщик Петя Соленый» Константин Долотин может быть язвительным и субъективным, но как летописец своего театра он прежде всего хроникер, собиратель фактов и мнений. Почему главной в этом процессе стала фигура Тенгиза Махарадзе — не вопрос. Он проработал в Челябинском ТЮЗе почти тридцать лет (1967–1997, был перерыв в два года, когда уезжал в Тбилиси и Куйбышев), поставил десятки спектаклей, последовательно реализовывал на своей сцене программу «Мировой театр» — свод спектаклей, дающих челябинским зрителям представление о театре Лорки и Брехта, комедии дель арте и японском театре, «шаманской опере» (это был спектакль «Легенда о чудях», где вместе с режиссером и актерами ворожила Ника Косенкова) и современной драме… И о Чехове с Островским, конечно, тоже, куда ж без них. Был театральным педагогом, выпустил несколько актерских курсов в Челябинском институте культуры, и беседы с Алексеем Согриным и Тамазом Гачечиладзе посвящены именно Махарадзе-педагогу, как и разговор с Владимиром Филоновым, который не был учеником, но был коллегой по педагогическому процессу.

Во вступлении к сборнику Константин Долотин пишет: «Каждый день по дороге в Молодежный театр я прохожу мимо дома, в котором жил режиссер Тенгиз Александрович Махарадзе. На фасаде здания — памятная доска, с которой он смотрит на меня, провожая в театр, главным режиссером которого был почти тридцать лет». Дальше важное признание: «Я не видел ни одного спектакля Махарадзе». И вопрос, который проходит через все двенадцать интервью: «…почему режиссер добровольно ушел из своего театра?»

У разных собеседников на него разные ответы. Для меня, к примеру, очевидно, что одна из причин — исчерпанность той самой идеи «Мирового театра», в девяностые Россия (в том числе театральная) была частью открытого мира, даже до Челябинска стали добираться спектакли Штайна и Стрелера, появилось видео, сцена требовала не просветительства, а чего-то иного. «Театр как остров красоты» (еще одна идея Махарадзе), прибежище высокого искусства тоже был не очень востребован, настало время остросоциальных тем, чернухи, новой драмы. Махарадзе пытался заниматься и этим, но было очевидно, сколь мало его интересует такой театр. Кто-то из собеседников Константина ищет причины, далекие от собственно сцены, говорит о конфликте режиссера и директора (и при этом, к сожалению, переходит на сведение личных счетов, чего, кстати, никогда не допускал Тенгиз Александрович, был слишком горд и щепетилен для этого). А актриса Ольга Телякова, чьи роли в спектаклях Махарадзе вошли в историю челябинской сцены, отвечает коротко и просто: «Тенгиз Александрович заболел. Есть Махарадзе до болезни, а есть после».

Особый случай — интервью с нынешним главным режиссером Молодежного театра Иваном Миневцевым. Он не видел спектаклей Махарадзе, но как человек, восемь лет проведший на третьем этаже ГИТИСа (сначала студентом, потом педагогом), там, где шли занятия режиссерской лаборатории Марии Осиповны Кнебель, куда много лет ездил Тенгиз Махарадзе, ощущает с ним некую человеческую и профессиональную связь, всерьез изучает его наследие, что-то принимает на веру, с чем-то полемизирует.

Двенадцать интервью — это только первая половина сборника. Во второй — сохраненные учениками тексты самого Тенгиза Александровича о проблеме образа в профессии актера и проблемах контакта сцены и зала, статьи о Махарадзе разных лет и из разных источников (примечателен текст Павла Тихомирова о дочелябинском периоде в творчестве режиссера «Как Тенгиз Махарадзе и Игорь Перепелкин служили в Грозном»), воспоминания сотворцов его спектаклей. Замечателен фрагмент из книги Ирины Павловны Уваровой, бывшей сценографом рождественской истории «Путешествие эфиопа из Иерусалима в Газу» (режиссерами были Тенгиз Махарадзе и Валерий Рыбаков, а драматургом Людмила Улицкая (признана Минюстом иностранным агентом)): «В мастерских изготовили купель, но Махарадзе не решился крестить эфиопа при всем честном народе, все кончалось иначе, а как — я забыла». Как и воспоминания художницы Марины Перчихиной о том, как в работе над спектаклем «Горе от ума» они с Махарадзе искали «единство сценографии и действа».

Большой раздел второй части — список постановок Тенгиза Махарадзе и страницы со штрих-кодами, благодаря которым открываются различные записи, видеоматериалы, связанные с режиссером: фрагменты спектаклей, телепередачи, сюжеты хроники.

Тенгиз Александрович Махарадзе ушел из жизни в 2008 году далеко от Челябинска. В театре, сменившем название, давно не идут его спектакли. Что остается от ушедших в прошлое постановок, от их создателя? «Рецензии и фотографии, лучше — если черно-белые», — сказал однажды мне Тенгиз Александрович. Наверное, но еще театральные легенды, хранимые благодарной памятью. Сборник «Двенадцать интервью о Тенгизе Махарадзе» — именно этот случай.

Февраль 2024 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.