Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

БРАТ ТРИ

Е. Водолазкин. «Музей».
Театральная резиденция «Особняк Демидова» (Казань).
Режиссер Айдар Заббаров, художник Ксения Шачнева

«Папа, как запомнить наш домашний номер телефона после первых трех цифр?» На мой детский вопрос отец неожиданно пошутил: «Очень легко! 53 — год смерти Сталина, а 34 — убийства Кирова». В советской стране фигура Кирова была общеизвестна. Времена давно изменились. От славы мученика коммунизма, любимого друга Сталина, а в новых обстоятельствах истории — священной жертвы диктатора — остались только топонимы. Музей С. М. Кирова, и сейчас существующий на Каменноостровском проспекте, в пьесе Водолазкина — главный фетиш, но большинство петербуржцев знает о нем в лучшем случае по табличке на доме Бенуа. Былая любовь народная сменилась забвением, а фамилия, утратив связь с личностью, вошла в обширный ряд тех, что дали названия городам, районам и станциям метро. «Вы сможете посмотреть кинохронику первых пятилеток, первые советские мультфильмы и фильмы, поиграть в компьютерные игры „За детство счастливое наше…“ и „Весь Каменноостровский проспект до 1917 года“, что станет прекрасным дополнением к экспозициям музея», — завершается текст о мемориальной квартире на официальной страничке в сети.

Казалось, после лагерной прозы, «Детей Арбата», последующих книг и исследований эта тема в литературе отработана навсегда. Однако процесс реабилитации сталинизма и личности самого «великого кормчего» в нулевые, ставший частью культурной политики страны, породил ответную рефлексию общества на неотжитую травму середины ХХ века.

Р. Ерыгин (Сталин), И. Гарифуллин (Николаев). Фото Р. Саляховой

В театре одним из первых ответов на новый тренд стал спектакль Льва Додина «Жизнь и судьба» (2007) по В. Гроссману, где режиссер показал полную идентичность враждующих тоталитарных систем. Одним из последних и самых откровенных в той череде — спектакль-акция 2016 года Кирилла Серебренникова «Похороны Сталина». Позже дискуссия приняла совершенно иной оборот. Новую парадигму задал Константин Богомолов спектаклем «Слава» в БДТ им. Г. А. Товстоногова, четко обозначив постановочную задачу: «…не рисовать впрямую ужасы сталинизма, а воспроизвести наш советский „Ла-Ла Ленд“»1. Почти сразу лидер еще одного крупного петербургского театра Валерий Фокин выпустил в Александринке «Рождение Сталина». Фокин акцентировал внимание на эстетике театра 1950-х. Через форму хотел показать время. Премьеру предваряли лекции демагога Проханова и официальных телевизионных историков — Сванидзе и Радзинского. Попытка Фокина найти человеческое в биографии Сталина, как бы сблизив его с Калигулой Камю на фоне декоративной театральной реальности, большого успеха не имела. На телеэкранах шла бесконечная череда сериалов про времена 1930—1940—1950-х… Пробовал театр войти в эту тему и через личное. В основу спектакля «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» (2021) в БДТ Андрей Могучий положил автобиографическую историю артиста Сергея Дрейдена, который сыграл в постановке центральную роль.

К. Гатауллин (Киров), А. Семиволкова (Мильда Драуле). Фото Р. Саляховой

Пьеса «Музей», опубликованная в 2019 году, встроилась в линию нового интереса к событиям сталинского времени совершенно по-особенному. Ее автору Евгению Водолазкину — прозаику и историку — несвойственно занимать полемическую позицию. Историческое мышление писателя нашло парадоксальное воплощение в художественном тексте. Видный большевик, Первый секретарь Ленинградского обкома партии из главного действующего лица превратился, сам того не ведая, в экспонат. Герой не действует, автор выставляет его, поворачивая то одной стороной, то другой, как бы заботливо смахивая с бюста вековую пыль. В этом смысле «Музей», сохраняя традиционную форму драматического текста, вписывается в модную стратегию культуры 2010-х — иммерсивность, в которой гораздо важнее знания, узнавания или постижения — реальный опыт, актантная модель взаимодействия с фактами искусства, где действующим оказывается зритель, а вовсе не актер. Как тут не вспомнить цитату из поп-хита Сергея Шнурова, которая звучит саркастическим гимном иммерсивности: «Водил меня Серега на выставку Ван Гога… / …На выставке Ван Гога я — главный экспонат!»

Казалось, все сошлось в этой пьесе — и этическое, и эстетическое, но в отличие от прозы Водолазкина, которая продолжает уверенно входить в репертуары театров, «Музей» ажиотажа не вызвал. То ли оттого, что угодил в яму пандемии, то ли потому, что актуальность дискуссий на исторические темы исчерпала себя. Мы сами оказались на сломе времен. И тут уж не до спектаклей и разговоров об истории. Научное и художественное осмысление сменилось повседневной практикой. Так что сценическая история «Музея» ограничилась парой негромких камерных постановок в Москве.

К. Гатауллин (Киров), И. Галлямов (Медведь). Фото Р. Саляховой

В декабре 2022 года в бывшем центральном ЗАГСе Казани, а теперь театральной резиденции «Особняк Демидова» режиссер Айдар Заббаров выпустил собственную версию «Музея». Заббаров отказался от привычной театральной площадки и сделал сайт-специфик спектакль, решив создать музей Кирова в центре Казани.

Старинный особняк, где играют спектакль, внутри больше напоминает клуб. Память о его парадном прошлом почти стерта. Полумрак, точечные источники света скрадывают остатки лепнины.

Фойе-бар первого этажа, здесь зрители оказываются до начала действия, как бы вводит нас в тихое, пустое, «музейное». Посетителей встречает инсталляция-постер: на столе, накрытом сукном, бюст Ленина, классическая зеленая лампа, печатная машинка. Из машинки торчит листок: «Евгений Водолазкин. „Музей“».

Обшарпанная парадная лестница особняка, ступеньки которой, как и все вокруг, тонут в полутьме, ведет нас на второй этаж — в зал. Но как будет сделан музей? Это в Петербурге легко и хорошо: позвонил на Каменноостровский, договорился и сыграл в исторических интерьерах. Художницей Ксенией Шачневой найдено концептуальное и очень театральное решение — все вещи упакованы в фанерные ящики, на каждом из которых с помощью трафарета сделаны надписи: «Стол Кирова», «Шкаф Кирова», «Трибуна Кирова» etc. Каждый сам представит эти предметы. Рассаживаемся. И под звуки «Грузинской песни» Б. Окуджавы, которую наигрывают, сидя за «столом Кирова», как мы вскоре узнаем, герой истории и Сталин, выходит классическая музейная сотрудница в беретке и пуховом платке. Чуть смущаясь («Все у нас временно прикрыто фанерой — наш музей находится на реконструкции»), она начинает экскурсию. Все о Кирове собрано здесь, вся его жизнь. И даже такие хрупкие экспонаты, как сердце Кирова (поэтому мобильники надо отключить). Особая гордость — аудиогид от звезды дубляжа — Сергея Чонишвили («Он нас очень выручил. Помог нам за сорок тысяч рублей»). Зал одобрительно встречает ее монолог-экскурсию, слегка расслабляясь. Атмосфера дружеская. Включается черно-белая хроника. А за кадром знакомый голос, которым говорят телевизионные исторические хроники, читает ремарки пьесы Водолазкина. Пролог окончен.

Р. Ерыгин (Сталин), И. Гарифуллин (Николаев). Фото Р. Саляховой

Актриса Лилия Нурель — ведущая пролога — вообще-то исполняет в спектакле сразу три роли (и все три — замечательно): современной музейщицы, секретаря Кирова Суомалайнен-Тюнккюнен и Сисяевой, сотрудницы музея 1930-х. Традиционная роль «лицо от автора», часто скучная, формальная, — в этом спектакле становится его камертоном. Она комментирует действие, сидя в сторонке, начинает и завершает акты спектакля, врывается на сцену в образе своей предшественницы Сисяевой — пронизывает историческое время и постоянно остраняет его. Л. Нурель держит жанр, незаметно превращая политический фарс Водолазкина в трагический балаган в духе «Елизаветы Бам» Хармса или пьес Введенского. Актриса шаржирует интонацию своих героинь, ужимки, создает театральную маску, но маску, из-под которой все время выглядывает актер, подмигивая нам, сидящим в зале. Ее музейщица вполне могла бы процитировать знаменитую ремарку из «Елки у Ивановых»: «Картина девятая, как и все предыдущие, изображает события, которые происходили за шесть лет до моего рождения или за сорок лет до нас. Это самое меньшее. Так что же нам огорчаться и горевать о том, что кого-то убили. Мы никого их не знали, и они все равно все умерли».

Остранение через иронию — основной прием спектакля, построенного режиссером Заббаровым на сознательных анахронизмах. Их много в спектакле. Например, жена Кирова, Маркус, ждет его и подогревает суп в микроволновке. Никакой микроволновки на сцене нет, но есть «ритуальные» движения и характерный звук. Это вполне соответствует поэтике автора. В «Лавре», где действие происходит в Древней Руси, герой идет по лесу и спотыкается о пластиковые бутылки.

Спектакль не делает вид, что переносит нас в прошлое. Мы, как участники аудио-перформативной экскурсии, находимся сразу во всех временах — сегодня и вчера.

И. Галлямов (Медведь). Фото Р. Саляховой

«Музей» — история почти братского убийства, ставшая важным кирпичом в процессе строительства сталинской империи, куда ненавязчиво встроены и библейские времена, в частности, притча об Иосифе и братьях, предавших его. Оттуда, из семинарии, бездомного детства тянутся обида и подозрительность Сталина:

КИРОВ. Ты, Иосиф, случайно поэзией не увлекаешься?

СТАЛИН. Я, Мирон, больше по части драмы. Вот вспомнил сейчас пьесу Булгакова. Как там точно все описано: зима, дом, печка… Я на нее знаешь сколько раз ходил? Шестнадцать. Смешно?

КИРОВ. Что ты, Иосиф. Я ведь все понимаю. Зима, дом… Воспоминания — это самое дорогое.

СТАЛИН. Это не воспоминания. Я потому туда хожу, что этого у меня никогда не было. Никогда. Зима была, печка была. А дома не было.

Партийцы предлагают Кирову стать генеральным секретарем. Этого своему другу Сталин простить не может. Но «Музей» не столько про политику. Это история семейная, о времени и о прошлом, которое приходит к нам, передаваясь через поколения. Не столько о двух друзьях, сколько об отце, который отнимает у сына будущее, чтобы продолжить жить вместо него. В финале первого акта в диалоге со Сталиным Киров Камиля Гатауллина чуть ли не на коленях вымаливает себе жизнь. Сцена очень сильная, как и многое в этом спектакле, построенная на гротескных контрастах: молодой сильный Киров у ног скрюченного старика Сталина. Бесполезно.

Айдар Заббаров проникает в советское через современные стереотипы: советские мультики, «Виноградную косточку» Окуджавы и, как это ни странно, балабановские 90-е, грузинский акцент Сталина (который почему-то передается латышке Драуле в исполнении Алины Семиволковой). Режиссер не пытается восстановить или стилизовать утраченную советскую реальность, он конструирует свою. «Музей» Заббарова — спектакль, сделанный в эстетике современного театра. Он не играет и не заигрывает с прошлым. Через прошлое, превращенное в притчу, он говорит про наше настоящее, про пресловутую идентичность и судьбу поколения современных 30-летних. Его Киров — смесь психотипов — искреннего убийцы Данилы Багрова и оптимиста Винни-Пуха — никакого исторического портретного сходства. В исполнении Камиля Гатауллина Киров — прост, улыбчив, молод. Это немного неуклюжий человек с крупными чертами лица, широкими движениями, приятным мужским голосом. Гатауллин играет его сильным и цельным. Кажется, будущее за ним, за этим Братом-3. В нем нет червоточин, которые не дают покоя Сталину (Роман Ерыгин). Киров чист и доверчив как ребенок, но имеет одну слабость — очень хочет жить и все никак не умирает.

К. Гатауллин (Киров). Фото Р. Саляховой

Во втором акте в квартиру Кирова приходит напоминающая булгаковских Швондера и Шарикова группа товарищей: директор музея с говорящей фамилией, вечно пьяный пролетарий Зарубаев (Андрей Белозеров), сотрудница Сисяева и тут же примкнувшая в качестве молодой вдовы домработница Кирова Аэроплан (Алена Шишкина). Вскоре к дележке жилплощади и памяти о великом Кирове присоединится и Маркус. Они быстро обо всем договорятся. А Киров упрямо будет вести диалоги с Хароном Врачом (прекрасная работа Елены Калагановой), которая еще при первом посещении выдала диагноз и обвела на стене след от его убитого тела, пытаться изменить ход истории, порвав с Драуле.

Красавца Кирова в «Музее» окружают совсем другие люди. Маленький, закомплексованный, подчеркнуто некрасивый, вечно представляющийся убийца Николаев (Ильнур Гарифуллин), муж Драуле. Иссохшая, крохотная жена Мария Маркус — актриса Эльмира Рашитова полроли ведет порывистым тонким голосом (и движения под стать — резкие, порывистые), манера речи и грим, который делает лицо совсем плоским, превращают ее героиню в ипохондрика Пятачка из советского мультфильма. Только после слов мужа о желании бросить все, отойти от дел интонация изменится. Мы услышим голос властной женщины. И станет понятно, почему они до сих пор вместе.

Р. Ерыгин (Сталин). Фото Р. Саляховой

Наконец, старый черт Сталин (формальные атрибуты — трубка, шинель, сапоги — все это соблюдено). Роман Ерыгин наделяет своего Сталина не только инфернальными чертами — актер играет фигуру Отца, питающегося своими детьми.

Заббаров меняет композицию пьесы, добавляет пролог. Ретроспекция раскручивается в современном музее (у Водолазкина этого нет), а основное действие начинается не с бытовой ссоры Кирова с женой, а с эротической сцены Кирова и Мильды Драуле. Она единственная, с кем он смотрится на равных. Молодая, красивая черноволосая женщина стоит за трибуной и ведет диалог с любовником через микрофон, она громко дышит, ее голос дрожит от желания. Киров подходит к ней со спины. Драуле кончает свою речь минетом, после которого следует страстный секс в кабинете Смольного, не раздеваясь. В сцене нет буквальной физиологии. Эротические сцены остраняются режиссером, становятся от этого более экспрессивными. Секс и насилие — два полюса этого спектакля. Два полюса современного общества. Сцену секса сменяет сцена, в которой энкавэдэшник Медведь докладывает донесения сексота о торговле человеческим мясом. Киров тут же переключается на «мясо». Следом появляется «перевоспитанная» проститутка Аэроплан — откровенно фарсовый персонаж с гигантскими накладными грудями и накладной попой, при каждом удобном случае демонстрирующая свои «прелести».

Е. Калаганова (Врач). Фото Р. Саляховой

К финалу спектакля гротеск достигает апогея. Оскорбленная Драуле, встречающая своего господина на столе в белой шубе на голое тело (по тексту — шкуре медведя), готовая стать его королевой, отвержена. Смердяков этого спектакля — Филипп Демьянович Медведь (Ирек Галлямов) — вместе с Кировым грубо вышвыривают ее из кабинета. Киров не решается противостоять Сталину («Наш Мироныч беда какой скромный»). Оскорбленная Драуле отправляет Николаева на убийство. Ильнур Гарифуллин в роли Николаева выходит на середину сцены и в ярости несколько раз стреляет в зал из револьвера.

В эпилоге Киров наконец смиряется. Уже после смерти. Их последний диалог со Сталиным происходит на ветру, никакой «Виноградной косточки…», что была в начале. Они прощаются навсегда. Киров повязывает на руку старшему другу красную ленту. Завтра открытие музея. Сталин уходит — нужно перерезать ленточку на открытии. Фигура Кирова остается на первом плане. Под бодрую детскую песенку «Друг в беде не бросит» процессия несет венок. Отрезанный кусочек красной ленты прикрепят на ветру как раз к тому самому контуру на месте убийства. Киров поворачивается к зрительному залу спиной, словно присоединяясь к публике, и уже как полноценный экспонат смотрит на своих бывших: друзей, убийц, жен, любовниц, подчиненных, народ — словом, участников событий, ставших посетителями.

И. Гарифуллин (Николаев). Фото Р. Саляховой

И здесь повисает вопрос: кем становимся мы, сидящие в темном зале, — посетителями или экспонатами, оставшимися на память о времени каких-то надежд, обернувшемся временем больших перемен.

Июнь 2023 г.

1 Мазурова С. В петербургском БДТ представят «советский» «Ла-Ла Ленд» // Российская газета. 2018. 29 июня. URL: https://rg.ru/2018/06/29/reg-szfo/v-peterburgskom-bdt-predstaviat-sovetskij-la-la-lend. html (дата обращения: 16.06.2023).

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.