Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

АКТЕРСКИЙ КЛАСС

НЕ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

С. Уманов. Фото из архива театра

Свою первую заметную роль в кино Сергей Уманов сыграл в комедийном сериале «Агентство НЛС». Его бандита по кличке Катя зрители запомнили и вспоминали потом долго. Это был 2000 год, Сергею уже 28 лет, но на экране молодой, свежий, как огурец, парнишка, с прилизанными волосами и сильно оттопыренными ушами. Эта почти детская внешность в сочетании с наглым взглядом и неожиданной жесткостью манер создала эффектный и неоднозначный образ местного питерского гопника с большим будущим. Умеющего очаровать и расположить, но опасного и безжалостного.

С тех пор Уманова часто приглашали в сериалы и фильмы, мелькнуть на экране то ментом, то бандитом, то охранником. Более значительная роль досталась ему в сериале «Ментовские войны 2 и 3», где он сыграл странного киллера Артурчика. У этого персонажа был вид питерского интеллигента-очкарика, сложная речь много читающего человека и вкрадчивое обаяние манипулятора. В фильме, снятом до наивности просто, камера несколько раз задерживалась на крупных планах Артурчика, показывая его лицо с диспропорционально мелкими чертами, маленький рот, белесые волосы — человек, выдающий себя не за того, кто он есть, маска кого-то опасного. Узнать в нем бандита Катю я без подсказки не смогла бы. Впрочем, эта как будто стертая внешность «человека из толпы» оказалась привлекательна для кастинг-агентов. Уманов годился на все и умел за считанные минуты выразить необходимое. Другое дело, что в кино, особенно в массовых жанрах, нужен не столько играющий, сколько обозначающий актер. И внешность требуется запоминающаяся, примечательная, чтобы зритель мог мгновенно считать значение персонажа. Играющие актеры требуются только для главных ролей, на которых камера задерживается надолго. Но таких ролей Уманову не предлагали, его амплуа социального героя требовалось только для эпизодов. А умение в крохотный эпизод вложить свой драматический сюжет не было нужно. Например, в сериале «Маяковский», снятом хорошими режиссерами Дмитрием Томашпольским и Аленой Демьяненко, Уманов сыграл жениха Марии, одесской любви Маяковского, и за три взгляда показал этого человека, затаенного, тихого, но мгновенно все про невесту свою понявшего. Однако такого рода детали совершенно не требуются для общего смысла сериала, бодро скользящего по сюжету дальше.

С. Уманов (Костя Агеев) в сериале «Вертинский»

Были роли и в авторских фильмах. В первом фильме Авдотьи Смирновой «Связь» 2006 года Уманов снялся в маленькой сцене, сыграв роль одного из футболистов, сослуживцев главного героя, с несколькими репликами про жен и семейную жизнь, над которым подшучивают приятели. Про этого человека сразу все ясно, но в фильме он нужен для оттенка в развитии главной темы — отношений внутри семейной пары. В фильме Марины Разбежкиной «Яр» Уманов сыграл деревенского дурачка, роль маленькую, но важную для общей картины полумистического-полуреального языческого мира, от которого бежит герой. О пробах на эту роль вспоминает Марина Разбежкина: «Мне нужен был человек из реального мира, я очень сопротивлялась всему актерскому. Галла Капицкая, второй режиссер с Ленфильма, привела на „Яр“ Сережу. Все, кто до Сережи приходил, играли убогонького, а тут вошел неприметный с виду парень, с явными ментальными проблемами, я такого и хотела видеть. „Но это же больной человек, он сможет работать?“ — спросила я у Галлы. Тихо спросила, потом обернулась и увидела совсем другого Сережу. Он сыграл своего героя так, что никто и не мог усомниться в его личной странности, думали — типаж, а оказалось — актер грандиозный. Театралы-то питерские его знали, а я первый раз видела. На съемках он был очень сосредоточен, а когда закончили, спросил: „И что, крупных планов не будет?“ Вроде как пошутил. „Не будет“, — пошутила я. Потом только поняла актерские огорчения по поводу крупных планов: зрителю нужна яркая, громкая нота — это как раз и есть крупный план в кино».

С. Уманов (Костя Агеев), А. Филимонов (Вертинский). Сериал «Вертинский»

Настоящая работа «с крупными планами» в кино для Уманова началась с той же Авдотьи Смирновой, пригласившей его в фильм «История одного назначения» 2018 года на роль второго плана. Уманов сыграл прапорщика Стасюлевича, реального персонажа этой в общем документальной истории. Стасюлевич пьет, вид у него довольно потрепанный, да и жизнь не задалась, он был разжалован в рядовые, а теперь снова стал младшим офицером, живет не так, как ему бы хотелось, но сохраняет достоинство и чувство чести, которые мешают ему принять несправедливость и подлость как норму. На общем фоне ярких сюжетных поворотов роль Стасюлевича не самая заметная, хотя по смыслу — одна из ключевых. Уманов и не выпячивает своего героя, не предъявляет типаж, работает на тонких чувствах, что делает судьбу персонажа объемной. К этому времени Уманову уже 46, он сильно поправился, при росте 180 сантиметров весил 96 кг, что очень подходило его персонажу, порядком опустившемуся в социальной иерархии. Полнота сделала лицо более простым и добродушным, что опять сильно изменило актера.

С. Уманов (Александр Стасюлевич) в фильме «История одного назначения»

Кстати, для следующей их совместной работы, сериала «Вертинский», Смирнова потребовала от Уманова похудеть, что он и сделал, за короткий срок сбросив 18 килограммов.

В тот же период Борис Хлебников приглашает Уманова на эпизод в свой сериал «Шторм», где нужно было действительно очень сжато сыграть сильный образ — горюющего отца, потерявшего маленькую дочь при обрушении клуба. И в этих сценах перед зрителями появляется тот самый Уманов, который через пять лет будет играть в «Плотнике», фильме, написанном специально для него (возможно, именно после того эпизода в «Шторме»). Его нельзя не заметить или не узнать, даже в скользящих планах на фоне подсудимых в первой серии. Теперь его лицо приобрело некую чеканность, оно выразительно и значимо само по себе, даже вне собственно актерской игры. Но и для режиссера он существенно важен — напряжен и трагичен этот человек, незаметный для главных героев, которые решают свои задачи, не принимая в расчет его горя. Но зритель должен его запомнить!

С. Уманов (Осипов) в фильме «Плотник»

В «Вертинском» Уманов сыграет важную роль — вымышленного литератора Константина Агеева, своего рода альтер эго главного героя, близкого друга Вертинского, отказавшегося от эмиграции и прожившего всю жизнь на родине. В первых сериях эта работа не особо примечательна, Уманов сильно старше других артистов, составляющих компанию Вертинского, поэтому его лицо снимают немного мельком, не разглядывая, скорей, помещая в тень. В последних, напротив, — возраст помогает, драма помятого советской судьбой друга героя нужна постановщикам, чтобы придать сюжету объем. И с этой задачей Уманов справляется хорошо, хотя на фоне яркими штрихами обозначенных фигур других действующих лиц, прежде всего самого Вертинского, его Константин погружается, как будто отступает на дальний план.

Последним на данный момент фильмом для Уманова стал «Плотник» Авдотьи Смирновой. По существу, без Уманова это фильм был бы невозможен, потому что, честно говоря, сценарий не дает по-настоящему богатого материала для работы актера. Сюжет построен по принципу — от обычного счастья через страдание к самоотречению и духовному преображению. Счастливая семья живет без проблем благодаря отцу и мужу, спокойному и уверенному зрелому мужчине, с любовью относящемуся к жене и ребенку. Болезнь сына, которому нельзя ничем помочь, подрывает саму основу мира матери: уверенность в благополучии, в счастье и всемогуществе мужа. На долю Осипова выпадет восстановить для нее смысл происходящего, самому пережить драму потери и не дать отчаянию поглотить разум.

С. Уманов (Осипов) в фильме «Плотник»

При этом обычный ульяновский плотник Осипов должен вызвать у зрителей веру в реальность обстоятельств, но в это же время и намекнуть на евангельский масштаб событий, что невероятно сложно. Однако Уманов в этой роли абсолютно органичен и сдержан, ему удается избежать и истерики, и мелодрамы, и пафоса, наполнив при этом образ сумрачной нежностью, болью и стоицизмом. У него есть тонкое чутье к деталям — походка, пластика движений, манера носить одежду — выразительны, точны. Правда, есть вопрос к работе оператора Дениса Клеблеева, снимающего крупные планы героя почти всегда в три четверти, так что можно подумать, будто у него есть проблемы с лицом, но возможно, таков режиссерский замысел, так как анфас изображают святых на иконах, а Осипов только намек на святого Иосифа.

С. Уманов на творческом вечере. Фото В. Филиппова

В условиях схематичного и довольно умозрительного, хотя и за счет темы эмоционально сильного, сюжета Уманов не то чтобы создает полноценный характер — для этого недостаточно материала, но в каждом эпизоде оправдывает поведение своего героя, делает его строгие и суховатые реакции понятными и естественными. И вызывающими сочувствие.

В новом сезоне выходит несколько менее громких авторских картин с участием Сергея Уманова: среди них «Волны» Михаила Брашинского, которую мне не удалось посмотреть, и «Похожий человек» Семена Серзина, где у него короткая роль одного из свидетелей, но как всегда выразительно и чеканно сыгранная. Хорошо, что авторский кинематограф наконец заметил этого артиста и оценил. Но хотелось бы увидеть его в других киноролях, соразмерных тому, что он играет в театре.

Март 2023 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.