«Боркман». По мотивам пьесы Г. Ибсена «Йун Габриэль Боркман».
Александринский театр. Новая сцена.
Режиссер, сценограф, соавтор сценария (совместно с Алексеем Ильиным) Андрей Калинин
Спектакль тяжелого удельного веса, при том, что вовлекает в действие лихое, тотально ироничное. «Данс макабр», пляска смерти. Длящийся напор виолончельного соло, вздымающиеся и опускающиеся этажи сценографической конструкции — это звукопись и динамика катастрофы, самой ее неотвратимости.
Безусловная удача спектакля — крупная кладка драматической постройки, соответствующая масштабу Ибсена. Театр еще и расширяет, мы увидим, рамки действия беспредельно.
Заглавный герой (в этой роли Иван Трус) здесь — лев, загнанный в клетку, и еще в большей степени — «голый король», почти в прямом смысле этого слова. Шуба-шкура едва ли не на голое тело. Он выйдет на сцену не скоро. Начинает действие Янина Лакоба. Ее фру Гунхильд Боркман — едва ли не весталка на пепелище…
Но еще раньше мы увидим пролог. Степан Балакшин и Анастасия Гребенчук выходят на край авансцены, и звучит совершенно по-брехтовски баллада бродячих музыкантов. В откровенно сниженном виде суммарно излагается история прогоревшего банкира. Артисты (дальше это будут Вильхельм Фулдал и его дочь Фрида) сочетают уличную отвязность зонга и меланхоличное, почти безучастное его сопровождение. К вящему ужасу академистов, уличный певец схож с известным портретом великого норвежца. Такой классик-расстрига. В этом-то гриме он и существует в спектакле вплоть до финала, где его невзначай переезжает «щегольской возок» молодых героев, вырвавшихся на волю, среди которых будет и его дочь Фрида.
Это ударный спектакль, спектакль-удар, который хочется «рассказывать» сразу с начала, середины и конца. Потому что перед нами не драма, не трагедия, — а констатация состоявшейся катастрофы. Классик словно предвидел, предвосхищал дальнейшее. При этом здесь вполне по-ибсеновски атлетически выстроенное действие, — хотя в новейшем «Боркмане» все происходящее по ходу этого действия словно отменяет само себя. В финале каждый в равной степени оказывается там, где не ожидал, все остаются ни с чем. В этом спектакле несчастны уже не люди, а само время.
Видела этот спектакль на Новой сцене Александринского театра дважды. Самый первый спектакль был еще очевидно не устоявшийся, — но уже в следующем месяце крепкая постройка была явлена в полную силу, актерский ансамбль, говоря музыкантским языком, также «строил».
Итак, Янина Лакоба начинает действие. Да, полубезумная жрица, посвятившая себя фантому. Сын должен быть принесен в жертву, он восстановит поруганную честь фамилии. Очаг в разоренном доме никого не греет. Капище покинуто богами. Ах да, на дворе новое время. Но вот и крест на стене сорвался, повис вниз головой… никто и не заметил.
Фру Гунхильд одновременно знобит от холода и внутреннего злого огня. Лакоба играет гротескно, именно она в состоянии показать эту острую грань холода и жара, безумного экстаза, психоза — и холодной рациональности, разумности, и это… жутко-смешно одновременно. Над головой слышны шаги загнанного в угол банкрота, могучий штурм виолончельного соло… Тот же Фулдал, этот характерный особенный персонаж Ибсена, и причастный, и отстраненный от основного сюжета, — берется изгнать бесов из одержимой ими фру Гунхильд, и мы видим, с перерывами, в монтаже с эпизодами «наверху», так же гротескную сцену экзорцизма: бесы с нечеловеческим ревом покидают жену Боркмана — впрочем, ненадолго.
Когда в дом является фрекен Элла Рентхейм (Алиса Шидловская), начинает разматываться клубок прошлого, как это бывает в пьесах Ибсена. Соперничество сестер-близнецов, конечно же, обнаруживает человеческое измерение былой драмы банкротства дома Боркманов, «узкие места» сверхчеловеческих притязаний Йуна Габриэля Боркмана. Но Элла-то приехала проститься с родней и просить племянника, которого она воспитала, чтобы он помог ей в последние месяцы ее жизни. Фантомной «миссии» юного Эрхарта Боркмана, желчным сетованиям поверженного финансового воротилы она противопоставляет проповедь любви. В начале прошлого века в Малом театре эту роль играла Мария Ермолова — пишут, грандиозно.
Хорошее было время! «Теперь, брат, мы не те!» — если перефразировать грибоедовского Горича. Впору также вновь вспомнить Брехта, его «Кавказский меловой круг», где несчастное дитя было разрываемо между корыстной родной и самоотверженной приемной матерью, но ситуация другая: новейшее дитя, как колобок, уходит от обоих, оно просто «хочет танцевать»! И это уже не молодость и будущее, а ничто. Мораль невозможна, когда невозможен человек. Все апелляции бессмысленны. Если «Юность — это возмездие», то тут уже, скорее, полная аннигиляция всего. Колобок укатился в никуда. Знаменитая реплика Освальда Альвинга из финала «Привидений» — «Мама, дай мне солнце!» — осталась далеко позади…
В роли Эрхарта Никита Барсуков. Вся эта троица — чужой в своем доме недоросль Эрхарт, соседская победительная эмансипе фру Фанни Вильтон (Мария Нефёдова), музыкантка Фрида в голубом платье — самодостаточная «вещь в себе», об которую, как о стену горох, бьются все претензии, умозаключения и упования взрослых персонажей. Их внезапное переодевание и танец вог в гостиной репрезентативен, что является чертой стиля, и это один из «взрывов» в постановке, следующим будет гибель героя. Тут фактически символы катастрофы, о которой, собственно, и говорит этот спектакль.
Йун Габриэль до поры не выходит из своего уже добровольного заточения наверху. Вильхельм Фулдал, затем Элла не многого добиваются в очных ставках с ним, впрочем, сценически весьма выразительных. Боркман Ивана Труса самодостаточен не менее, чем троица пляшущих молодых. Огромную роль тут играет голосоведение. Эта голосовая волна — не бытовая речь человека, тут чудится иной источник — эпический, недаром Боркман апеллирует к могущественным началам, он и поверженный ощущает себя повелителем природных недр… Что на этом фоне значит такая малость, как убийство души любящей женщины? А то и значит — человек аннигилируется, становится троллем. Шепот золота был неверно интерпретирован директором банка. Оно, скорее всего, шептало: «Уйди». Абсолютно гротескная сцена, когда Фулдал проводит свой зверски агрессивный сеанс массажа обнаженному Боркману (его остроумно подменяет муляж), скорее всего, символически отражает обращение человека с природой…
Итак, агон старших с молодыми завершен, очные ставки героев друг с другом позади, оставляют персонажей ни с чем. Серия обнажений и скинутых париков — это не «маски сброшены или сорваны» — скрывать тут нечего никому изначально. Лопается сама человеческая фактура. Финальные эпизоды театрально необычайно эффектны и абсолютно скорбны по смыслу. Развевающиеся полотнища экрана во всю сцену — урбанистическая утопия заглавного героя — масштабна, патетична… жутка. Она сменяется картиной зимнего леса после человека. Здесь нет трагедии и даже ужаса. Констатация. Йун Габриэль Боркман умер, его занесет снегом. Над ним склонятся две тени сестер-близнецов, как предвещал поэт-экзорцист Вильхельм Фулдал.
Вот такой емкий и масштабный по смыслу спектакль. Идея, потребовавшая столько жертв, приводит к тотальному опустошению, уничтожает сама себя. Дети бегут из этого мира — и уже, кажется, в никуда.
Март 2023 г.
Комментарии (0)