«Идиот» (С. Саксеев&Kо по мотивам романа Ф. М. Достоевского).
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Петр Шерешевский, художник Анвар Гумаров
Спектакль «Идиот» Петра Шерешевского предъявляет миру вполне весомые претензии — мир перевернулся с ног на голову, а человек этого как будто и не замечает, живет себе с перевернутым сознанием и говорит, к примеру, о вере, а сам, сбив на машине пешехода, сбегает с места происшествия или, к примеру, лишает себя жизни, перед этим зайдя помолиться в церковь. Так не должно быть. Перед нами новая художественная манифестация, сыгранная на сцене «Приюта комедианта» в эпоху победившего хаоса.
«Разорванное сознание», или феномен двойничества, как мы знаем, — это основа эстетики Достоевского, утверждающей гуманистическую и эстетическую дисгармонию времени и личности, фундамент, на котором построены все его значительные произведения, а одно и вовсе носит программное заглавие — «Двойник». На этом феномене строится и спектакль Петра Шерешевского «Идиот», где метамодернистские колебания между противоположными идеями неожиданно становятся созвучны идеям самого Федора Михайловича о раздираемом внутренними противоречиями человеке при всем его скромном, молчаливом, почти монашеском существовании.
Таков, к примеру, и Лев Мышкин — единственный, кто может вместить в себя эти полярные точки колебания, заземляющиеся в нем эпилепсией. В этой связи его часто принято представлять в образе святого, проповедующего доброту, прощение и понимание. Однако мало кто обращает внимание, что сам титул князя все же наталкивает на непростые размышления о властелине тьмы. Да и фамилия и имя его уж больно противоречат друг другу, даже полярны. Вот и в спектакле Лёва (Илья Дель) — человек с особенностями, которые проще объяснить биполярным расстройством, резкой сменой настроения, выраженной, в частности, в мгновенном переходе от тихой ровной речи к поэтическому радикальному крику стихами Александра Дельфинова.
«Идиот» Петра Шерешевского сильно нагружен культурологическими отсылками, помогающими не только лучше понять того или иного героя, осознать его судьбу, но и объяснить наш сегодняшний мир, — здесь зрителю предложат идеи не только богобоязненного монархиста Достоевского, но и атеиста Ричарда Докинза, и нейробиолога Роберта Сапольски, и феминистки Донны Харауэй. И предложат как-то логически законченно и вполне убедительно. Но самое интересное дальше — такой интеллектуальный слоеный пирог вполне сочетается с бытовой историей о воспитаннице Насте, двадцати пяти лет от роду, удочеренной в младенчестве, а затем изнасилованной в отрочестве Епанчиным (Геннадий Алимпиев), который теперь вознамерился переложить заботу о воспитаннице на прикормленного жениха Ганю (Александр Худяков) за небольшое вознаграждение — цементный заводик в Лахте.
Дальше — больше. Двойственность в структуре персонажей и ситуаций подчеркивает и дата-палиндром, с которой начинается отчет происходящего в спектакле, — 22.02.2022. День, важность которого с нумерологической точки зрения переоценить сложно, о чем Мышкин спокойно говорит Аглае (Анна Саклакова), только что узнавшей о предательстве Гани. Буквально две секунды назад они целовались за сценой (а мы видели это на экране), и вот сейчас все мгновенно переменилось — любовник неожиданно собирается вступить в брак с Настасьей. Или взять, к примеру, Парфена Рогожина (Антон Падерин), человека с гоп-образованием в голове и обязательным дресс-кодом — штанами-адидасами, старой кожанкой, футболкой «Ramones» и мобилой у уха в таком положении, чтобы при этом всем слышно было. Амплитуду его существования описывают всего два трека, которые он слушает во время знакомства в электричке, — «Моя цыганская» Владимира Высоцкого и «Знаешь ли ты» певицы МакSим. В этом диапазоне — от тайны предзнаменования до мечты о своей неотразимости — и проходит жизнь Парфена Рогожина. С одной стороны пиво и громкость мобилы на весь вагон, с другой — сто тысяч в пакете-маечке для Насти. Ее же существование в спектакле описывается в парадигме между двумя фильмами — «Торжеством» Томаса Винтерберга, где герой на юбилее отца вместо тоста обвиняет того в сексуальном насилии, которое он вместе с сестрой постоянно испытывал в детстве, и новейшим фильмом «Титан» Жюлии Дюкурно, манифестировавшим в 2021 году идеи киберфеминизма восьмидесятых с его верой в постгендерный мир.
Но этот мир пока недосягаем. Он лишь начинает трагически меняться. В нем «Шиномонтаж» (вотчина Рогожина) и «Шаверма» (пристанище Гани) выглядят как два непримиримых лагеря, одинаково неприемлемых для глаза с их знаковой «Ш», возникшей из перевернутой «М» Макдоналдса, — такой пелевинский привет русскому дизайну — китч как он есть: wиномонтаж и wаверма.
И в этом очень много тонкого стеба. Не иначе, деклассированные Монтекки и Капулетти.
Но «Идиот» Петра Шерешевского — это еще и ретроспекция сознания Льва Мышкина на произошедшие события. И она тоже двойственна. Спектакль начинается с трансляции из черного куба, этого условного сознания, в момент, когда труп Насти лежит на больничной кушетке. Она потом встанет, но сценическая реальность начнет свой драматический бег, только когда экранный взгляд князя будет направлен в объектив камеры, как будто он находится там, внутри камеры-обскуры — черного ящика с отверстием для прохождения света, — упоминаемой еще основателем теории драмы Аристотелем. Ведь «Идиот» — это еще и рефлексия на театр, который, по сути, будучи той самой камерой-обскурой, через зеркало сцены проецирует зрителям мир за пределами коробки театра, этого магического черного куба, или монолита, если ссылаться на фильм «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, появлявшегося в моменты эволюционирования человечества. Да и сама пара Рогожин — Мышкин: уж не раздвоенное ли это сознание князя, приехавшего из берлинского сумасшедшего дома? Уж не привиделась ли ему вся эта история?
Спектакль-палиндром «Идиот» Петра Шерешевского — мир, возникший из рефлексий, перекрестных ссылок и атмосферы нашей реальности, которая недвусмысленно совпадает со сценической. Мышкин приехал в Питер в день рождения Насти, накануне двадцать третьего (этот день упоминает Епанчин, когда поздравляет новорожденную, желая ей удачи и победы), а через какое-то время ее труп уже лежал на больничной каталке, поскольку «возвращенная к жизни» (именно так переводится с греческого ее имя) была убита гопником Парфеном, двойником Лёвы Мышкина, святого князя тьмы, пришествие которого через фильм «Титан» так гомерически смешно предсказала Настя, вдев предварительно серьгу-трупную бирку в левое ухо. Надо сказать, предчувствие ее, в отличие от нас, не обмануло. Можно даже легко представить, что происходило дальше…
Эх, раз, да еще раз, да еще много-много-много раз…
Ноябрь 2022 г.
Комментарии (0)