У. Шекспир. «ШЕКСПИРГАМЛЕТ».
Театр Моссовета.
Сценическая версия пьесы и постановка Евгения Марчелли, художник Анастасия Бугаева

В 1915 году в бытие вонзился «Черный квадрат» Малевича. Углами-лезвиями вошел в него и отсек — Малевича нового от Малевича прежнего, супрематизм от кубизма, век двадцатый от девятнадцатого века. Перерезал «дней связующую нить».
Осенью 2022-го «Гамлет» Марчелли делает то же самое. Черно-белый, краткий и острый, весь в лоб, спектакль моссоветовцев является, чтобы зафиксировать очередной тектонический разлом. Стать его знаком. Две скрещенные рапиры, над которыми разверзается черная бездна, — вот этот знак, вот визуальный образ, которым обрывается спектакль и запечатывается в памяти. Как в «Квадрате» Малевича, в «Гамлете» Марчелли все сводится к нулю. Беспредметности. Смерти.
И это еще не все совпадения. «Черный [квадрат] как знак экономии», — расшифровывал Казимир для тех, кто требовал конкретики. А ведь в своем «Гамлете» Евгений Марчелли тоже удивительно экономит. Не тратит лишних слов: текст Шекспира (мало того что смело купирован) звучит в переводе Михаила Морозова. Это фактически подстрочник, скрупулезная смыслопередача без всех прелестей белого стиха и развесистых метафор. Бережет актерские голоса: они настроены на бытовую громкость. Приходится даже подзвучивать. Не устраивает пиршества для глаз: художник Анастасия Бугаева оставляет сценическую коробку как есть — черный планшет, кирпичные стены, кое-где механика наружу. Единственная роскошь в этом аскетичном пространстве — огромные белые гирлянды, «струящиеся» с колосников. Все это — важные свидетельства трансформации Марчелли. Режиссер-поэт и иносказатель вдруг переходит на однозначную прозу. Режиссер-максималист больше не требует существования на разрыв аорты — наоборот, отменяет любую аффектацию. Режиссер, всегда готовый засыпать сцену сеном, мукой, конфетти или песком, на сей раз расчищает ее — до полной, абсолютной «наготы». Кажется, тотальное обнуление. Но это снова обнуление по Малевичу: «Я преобразился в нуль — и вышел за нуль». «Гамлет» в Театре Моссовета — выход Евгения Марчелли в новую эстетику, эстетику простоты. И в новое мироощущение.
Он, разумеется, режиссер-«эгоист». Это было понятно с самого начала. Авторский театр Марчелли строился в тот момент, когда Россию катастрофически трясло, — в девяносто первом, но в сторону политики не качнулся ни разу. Как тридцать лет назад, так и теперь спектакли Евгения Марчелли продиктованы исключительно экзистенциальным опытом их создателя. Озарены его собственным счастьем, пронизаны личной болью. И то, что сегодняшний «Гамлет» — сшибка жизни со смертью, никак не связано с временем историческим (хотя, безусловно, очень с ним резонирует, но отсылок к «актуальной повестке» здесь все-таки никаких). Это связано с личным временем Марчелли.
Он готов к разговору о смерти. Пожалуй, самому главному для человека разговору. И неслучайно — через самый главный для человечества драматургический текст. Эту сложную тему Марчелли «разминает» буквально с первых минут. И очень разными способами. Сначала Клавдий (Сергей Юшкевич) своим баюкающим, бархатным голосом пытается примирить Гамлета (Кирилл Быркин) с потерей: «Но ведь вы знаете, что ваш отец потерял отца, а тот отец, которого потерял ваш, потерял своего отца». И вдруг его будто заклинивает: «А тот отец потерял своего отца, а тот — своего, а тот — своего, а тот — своего…». Реплика превращается в мантру, мысль о том, что все смертны, становится очевидной и оттого банальной, страх сменяется принятием — уже у всего зала. Многие даже подхихикивают.
Потом сам Гамлет выводит на разговор о смерти Офелию (Анна Галинова). Знаменитый монолог «Быть или не быть?» он выдает в режиме «быстрой перемотки», проглатывая целые слова, к тому же блуждая-путаясь в лабиринте из гирлянд. В конце концов выскакивает из него прямо на Офелию уже с четким, без лишних россказней, вопросом — так жить или не жить? А дальше начинается обывательский диалог с претензией на симпозиум психотерапевтов — так люди обычно разглагольствуют о политике/философии/искусстве, не имея к ним ни малейшего отношения. Офелия уверена: жить. Потому что не жить — это же конец всего. Это страшно. Гамлет парирует: так и получается, что только из-за страха смерти живем. И поэтому терпим все. А что, если не бояться?
Подбираясь к теме смерти сначала через юмор, потом — через псевдопсихологию, Марчелли наконец от слов переходит к делу. К физиологии. В сидящего в партере Полония (Валерий Яременко) прямо на глазах у зала Гамлет вонзает нож — и тот выползает на авансцену умирать. Это вообще единственная смерть, показанная в спектакле. Но даже здесь нет места натурализму, которым известен Марчелли. Умирание целого тела сконцентрировано в голосе, нарочито выведено в головной микрофон. Полоний не сильно корчится, но долго хрипит-скулит-стонет. Очень долго — до того, что звук постепенно становится ненавистным.
Не только хрипы — звуковой портрет смерти в этом спектакле крайне разнообразен (композитор Александр Чевский). Глухие резкие хлопки в абсолютной тишине — так кружит над добычей стая воронья, это раз. Громоподобные раскаты литавр, совершенно инфернальные, доносящиеся из литерных лож, это два. Есть еще три. Ключевой конфликт своего «Гамлета» — схватку жизни со смертью — Евгений Марчелли обнаруживает еще вот как — в двух странных смежных сценах, кажущихся вставными номерами. Они не движут действие ни смыслово, ни ритмически. Ритмически (в сравнении с общей динамикой) даже тормозят. Но через них явлено то глубинное, ради чего, надо думать, затевался спектакль.
Повредившейся умом Офелии вдруг приходит фантазия устроить мужской хор. И она со всей серьезностью хлопочет: прибирает всех, кто попадается под руку, отделяет теноров от басов, задает тональность. Потом взмахивает пухлыми ручками, и — о чудо! Красивые, сильные, свободные мужские голоса сливаются в вокализе. Он плывет над залом, и кажется, что округлая, светлая Офелия, дирижируя, вот-вот тоже воспарит и поплывет — сияющим облаком. В этой совершенно необъяснимой сцене столько витальной силы, что воспринимается она как гимн жизни. И никак иначе. То, что произойдет через несколько минут, тоже напрочь лишено логики, но оно — совсем другой природы. В разговор Клавдия и Лаэрта (Митя Федоров) внезапно вклинивается худенькая девчонка в маленьком черном платье (Анастасия Белова). Обозначенная в программке как «Персонаж пожелал остаться неизвестным», она весь спектакль тенью ходит за Офелией. Просто ходит, просто стоит рядом, просто молчит. И вдруг впервые является самостоятельно и впервые же подает голос. Отчаянно жестикулируя, начинает говорить, но… слова застревают в горле. Вырываются с натугой только отдельные звуки-стоны. И это не речь больного человека: в патологии «неизвестного персонажа» скрыто что-то нечеловеческое. Как будто кто-то невидимый сидит внутри нее и забивает гортань, сжимает голосовую щель, припечатывает язык к небу. И снова долго-долго (даже дольше, чем умирал Полоний) она мычит, выдавливая из себя рассказ о гибели Офелии. Этот надсадный, захлебывающийся рассказ сам по себе — звучание смерти. А рассказывающая — неужели сама смерть?
Персонаж, пожелавший остаться неизвестным, — не единственный в своем роде. Пространство спектакля густо населено всевозможными «черными человеками». Есть, к примеру, ничей «черный человек», он же общий — Рейнальдо Романа Кириллова. Лица не видно: голова надежно упрятана в большой черный капюшон, не видно рук — они утонули в черных рукавах до пола. У этой фигуры в total black определенно есть только ноги, и ноги в ней определяющие: Рейнальдо шустрит. За кем-нибудь сбегать, кому-нибудь принести воды, в конце концов, выскочить посреди поединка на фехтовальную дорожку и перетасовать чьи-нибудь рапиры… А есть персональные «черные человеки». У Гамлета — аж трое: бессловесный Горацио (Александр Емельянов) и немногословные Розенкранц с Гильденстерном (Влад Боковин и Сергей Зотов). Каждого из них принц вызывает на диалог, но не каждый принимает вызов, и тогда гамлетовские вопросы повисают в воздухе без ответа… Странно. Ровно до того момента, пока не осознаешь, что это вопросы не к кому-то, а к самому себе. «Черные человеки» Гамлета — его собственные ипостаси. И на самом деле их не три.
Есть четвертая. Свет в зале еще не погашен, но черный занавес уже ползет вверх и останавливается на полпути — отсекает «узкий кадр». И в этот кадр входит он — старик в черном костюме. Семидесятивосьмилетний Александр Филиппенко не скрывает возраст. Не прямит сутулую спину, не поднимает выше ноги, чтобы не шаркали. Именно — шаркает по пустой сцене, вне всякой логики перемещаясь из кулисы к заднику, от задника на авансцену, потом снова в кулису, уже противоположную. Где-то что-то поправляет, передвигает, одергивает — совершенно бытово. И так же бытово приходит на линию рампы, когда Гамлет анонсирует явление призрака. Марчелли не использует «азазелловскую» природу Филиппенко: ему не нужно, чтобы все дрожали. Ему нужно, чтобы все увидели, как похожи Гамлет и призрак, — и вот здесь фактуру обоих артистов он использует по полной. Просто и в то же время виртуозно выстроенная мизансцена прекрасно считывается, особенно если сидеть справа. Гамлет Кирилла Быркина и призрак Александра Филиппенко застывают почти на одной линии, но фигуры развернуты в разные стороны: принц — спиной к залу, тень отца — к заднику спиной. А лица друг к другу — «и двое, как в волшебных зеркалах»… Это не про схожесть отца и сына. Это — про буквальное зеркальное отражение. Гамлет и есть призрак. Гамлет и есть смерть.
Век назад русский Гамлет был покорной жертвой. Полвека назад — яростным бунтарем. Сегодняшний русский Гамлет — не страдающий от зла и не восстающий против зла. Он — само зло. Бритоголовый, с хищным носом и таким же оскалом, Гамлет Кирилла Быркина даже внешне — зловещий. Но Евгений Марчелли наделяет его еще и внутренним злом — разъедающим все человеческое эдиповым комплексом. Вот почему принца так триггерит, когда Гертруда (Евгения Крюкова) ласково произносит «сын». «Сын! Сын!» — твердит он сам себе, корежась. И идет корежить чужие жизни. Вообще-то, счастливые жизни.
Гертруда и Клавдий счастливы в своей любви. Они буквально — одно целое: появляются только вместе и так вжимаются друг в друга, что кажется, у них уже давно общее тело. Чтобы подчеркнуть нерушимость этого союза, художник Анастасия Бугаева даже проделывает очаровательные трюки с одеждой. Клавдий вначале — расхристанный, но в костюме, Гертруда в лаконичном, изысканном свадебном платье. Потом они перебираются в — одно на двоих — одеяло, а затем и вовсе меняются: он втискивается в ее подвенечное, она погружается в его «двойку». У этих Клавдия и Гертруды, как у сообщающихся сосудов, даже жизненная энергия оказывается совместной. И когда Гамлет лишает этой энергии королеву (никакого вина — попытка изнасилования), она уходит и из короля. Увидев неподвижное тело жены, Клавдий Сергея Юшкевича вдруг достает платок и заходится в сухом, изматывающем кашле. Из размягченного любовью мужчины в момент превращается в зажатого недугом человека.
В семье Полония тоже все счастливы. И тоже от любви. Абсолютно интеллигентный, немного уставший, глава семейства в исполнении Валерия Яременко — весь в своих мыслях. Как сосредоточены друг на друге Гертруда и Клавдий (все, что вне микрокосма, для них ерунда), так Полоний сосредоточен на какой-то внутренней работе. И она точно не связана с подковерными интригами. Сын явно пошел в отца: Митя Федоров делает Лаэрта хорошим мальчиком, сдержанным на эмоции, но готовым на поступки. Болевая точка этих сильных мужчин (и, вполне вероятно, предмет постоянных мыслей Полония) — чудо-Офелия Анны Галиновой. Пухленькая, в рыжих кудряшках, с аппетитом жующая яблоко, она не по годам инфантильна. Но в нежелании (или неумении?) повзрослеть скрыта главная ее сила: эта Офелия искренне не понимает, что неуклюжа, некрасива, не любима Гамлетом. Не понимает — и оттого очень гармонична. Евгений Марчелли вместе с Анной Галиновой наделяют Офелию такой огромной любовью к себе, к другим, к жизни, что, кажется, ей вполне по силам вытащить Гамлета из пропасти — только ухватись он. Но он обрывает спасительную нить — пушистые свадебные гирлянды в момент ссоры принца с невестой обрушиваются на пол, чтобы совсем скоро собраться в огромную пирамиду. Декорацию для «Мышеловки», так похожую на гору черепов с картины Верещагина. Функциональная сценография Анастасия Бугаевой трансформируется вслед за самой сценической историей, движущейся от свадьбы к похоронам.
С кем сражаться Гамлету? Со старшим поколением, выдохшимся и харкающим кровью, но еще цепляющимся за последнюю любовь? С ровесниками, интеллигентами и инфантилами? Или с молодежью? В свою версию «Гамлета» (вообще-то типичную историю отцов и детей) Евгений Марчелли впускает третье поколение — совсем юных девушек и парней. Их много, и массовость порождает мощь. Но пока эта мощь никуда не направлена: они бесцельным вихрем несколько раз проносятся по диагонали из кулисы в кулису. А еще, пуская кольца сигаретного дыма, под модную музыку клубятся у задника. Так себе соперники. Марчелли не разделяет гамлетовского воинственного настроя, не видит смысла в поединке, не хочет горы трупов. А потому снимает финал. Гамлет и Лаэрт, одетые к турниру по спортивному фехтованию — в защитные белые костюмы, на белой фехтовальной дорожке скрещивают рапиры… Затемнение. Все и так понятно.
Октябрь 2022 г.
Комментарии (0)