Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

БАЛАБАНОВ. ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОСТАНОВОК

Погружение в мир одного из самых провокативных русских режиссеров рубежа XX–XXI веков Алексея Балабанова начинается с длинной лестницы, ведущей на второй этаж «Севкабель Порта», расположенного в Гавани. И это очень правильно — ведь именно здесь, на Васильевском острове, он жил, работал и часто снимал фильмы. С каждым новым шагом глаза ловят знакомые строчки стихотворения Владимира Орлова, которые в фильме «Брат 2» читает герой Сергея Бодрова-младшего, поднимаясь по пожарной лестнице американского небоскреба: «Я узнал, что у меня / Есть огромная семья / И тропинка и лесок / В поле каждый колосок…».

Но это лишь эпиграф. Дальше будет пролог: перед самым входом в огромное пространство, где разместилась масштабная экспозиция, возникнет уходящее к потолку вытянутыми буквами название «Балабанов. Выставка-путешествие», похожее на штрихкод, считывая который каждый будет видеть что-то свое: для одних это режиссер народных хитов, для других — радикальный интеллектуал. Но истина находится, как и раньше, где-то посередине: герой этого глобального интерактивного квеста так и останется до конца не разгаданным.

Как и положено большому художнику, Балабанов больше навязываемых ему рамок. Он — бесконечно сложное и противоречивое явление русского искусства. И это обстоятельство постоянно дает о себе знать еще с пролога, где пол только-только начинает вздыматься сконст-руированными из жести свердловскими холмами: два брата Федор и Петр, сыновья Балабанова, зададут тему творчества своего отца — братство.

На выставке «Балабанов». Фото А. Исаева

Кажется, все логично. Для братьев, во всяком слу-чае, точно. Но как быть с са-мим Балабановым? Личнодля меня объявленная тема кажется искусственной в его творчестве. Стоит только проникнуть чуть дальше названия двух самых известных его фильмов, которые, казалось бы, тему братства и определяют, заглянуть в их содержание, как сразу же можно обнаружить, что кинобрат Данилы Багрова, Татарин в исполнении Виктора Сухорукова, дважды откровенно предает героя Сергея Бодрова-младшего, а во второй части дилогии, во многом являющейся намеренной пародией первой (в «Брате» был Немец, в «Брате 2» Фашист, вместо обреза появился пулемет марки «Максим», вместо подружки водительницы трамвая Светы возникла русская проститутка Мэрилин, а вместо Вячеслава Бутусова — поп-певица Ирина Салтыкова), вообще остается в Америке. Главный герой короткометражки «Трофим» из альманаха «Прибытие поезда» убьет своего брата, приревновав того к жене. А в неснятом фильме «Мой брат умер» один брат и вовсе будет заперт в голове другого. Не вяжется здесь что-то с братством. А если и вяжется, то через перевертыш и парадокс. Тема братства у Балабанова весьма противоречива.

На выставке «Балабанов». Фото А. Исаева

И это понятно, ведь его мир вырос из беккетовских пустошей и кафкианских запертых комнат, из «Счастливых дней» и «Замка». Из их холодного, неуютного пространства, в котором герои бесконечно одиноки в поисках выхода из лабиринта земной печали. Они — последние герои этого мира. И если внимательно проследить кинобиографию режиссера от этих двух дебютных полных метров до полуразрушенной Колокольни Счастья из его последней картины «Я тоже хочу», то содержание его творчества станет более чем очевидным — никакого конъюнктурного братства в нем нет, лишь одно недостижимое счастье.

Другое дело братство, с которым Балабанов снимал кино, — Вячеслав Бутусов, Настя Полева, Сергей Курёхин, Леонид Федоров, Олег Гаркуша, Виктор Сухоруков, Сергей Бодров-младший, Сергей Сельянов. Последний вспоминает, что «для Балабанова была важна бескорыстность… Кино — дело, которому мы посвятили жизнь, и переводить его на деньги — не то, ради чего мы всем этим занимаемся. Любовь все определяет». Эту же мысль емко формулирует герой Маковецкого в картине «Мне не больно»: «Главное в этой жизни — найти своих и успокоиться». Своим он был для многих, для всех тех, кто хоть раз посмотрел его кино… Для них здесь устроен настоящий кинопарк.

На выставке «Балабанов». Фото А. Исаева

Есть и еще одно важное обстоятельство. Из проходящей сейчас в кинотеатре «Аврора» масштабной ретроспективы фильмов Алексея Балабанова, сообразно повестке дня, изъяты два — «Война» и «Груз 200». Объяснять это решение нет смысла, оно очевидно. Важно лишь то, что на выставке этого «невинного» умолчания нет. Оба фильма мощно представлены внушительными декорациями-инсталляциями: первый — армейской палаткой с мешками песка и оружейными ящиками, в которых разложены съемочные артефакты, второй — белой «больничной» комнатой, в углу которой стоит телевизор с продавленным креслом, где сидела по сюжету картины пропитая насквозь мать милиционера Журова, аккурат под портретом летчика-космонавта и Героя Советского Союза Юрия Гагарина на стене. Рифма была очень мощная — спившаяся родина-мать, сын которой стал импотентом-маньяком в погонах (напомню, «шел 1984 год»). Можно даже сесть в это кресло. Ощущения жутковатые, скажу прямо. Кстати, этот абсурдный перевертыш пришел в балабановский мир тоже из абсурдистской вселенной Беккета.

С самого своего начала выставка-путешествие «Балабанов» настаивает на движении — от первых киноопытов на Свердловской киностудии до неснятых одиннадцати фильмов; от велосипеда, на котором Алексей Октябринович объездил весь Васильевский остров, до рабочего трамвая, увозящего раненого Данилу Багрова от бандитской погони прямиком к российской славе; от свердловского рока до натужно горящей печи «Кочегара».

На выставке «Балабанов». Фото А. Исаева

Все это сопровождается аудиогидом, который ненавязчиво включается в нужных местах, и каждый посетитель слышит то факты биографии, то отрывки разговоров со съемочной площадки или интервью с режиссером, то смонтированные голоса простых зрителей, рассказывающих, почему тот или иной фильм для них является любимым или знаковым. И этот подход здесь кажется наиболее уместным — после «Счастливых дней» и «Замка» Балабанов стремился делать доступное, народное кино (не без подтекста, конечно же), и без такого «простого» мнения это путешествие было бы ущербным. Для более же пытливого зрителя по всей выставке разбросана масса интеллектуальных подсказок и в сопроводительных текстах, что написаны на стенах — импровизированных горных склонах, и в подобранных видеофрагментах, и в разбросанных в самых неожиданных местах, за пределами прямого зрительского взгляда личных вещах режиссера — то из расщелины выглянет игрушка-вомбат, один в один похожая на режиссера, то на выступе обнаружится шахматная доска, которая появляется почти во всех его фильмах.

По своей сути эта выставка очень напоминает спектакль-променад с его непростой пространственной организацией и вовлечением зрителя в процесс. На всем пути организаторы предлагают интерактив — то заглянуть в какие-то странные окуляры («Счастливые дни»), то посмотреть эротические открытки («Про уродов и людей»), то поговорить по телефону («Замок»), а то и вовсе посидеть в кресле режиссера, полистать режиссерский сценарий «Брата» или забраться на смотровую площадку, где висит свитер Данилы Багрова.

На выставке «Балабанов». Фото А. Исаева

Бродилка по извилистой горной дорожке от самого начала творческого пути, включающего в себя школьные стихотворные признания в любви и дневниковые записи о поездке в Англию, до воссозданных ворот Колокольни Счастья, через которые в конце путешествия пройдет каждый посетитель выставки, выглядит как инициация с погружением в киновселенную Балабанова — не получится пропустить стену со всевозможными часами из «Счастливых дней» или прицепную железнодорожную платформу, посмотрев заодно отрывок из короткометражного фильма «Трофим» с Алексеем Германом-старшим в роли режиссера, монтирующего фильм, приуроченный к столетию кино.

На выставке «Балабанов». Фото А. Исаева

Можно еще постоять, словно на рок-концерте, перед импровизированной сценой с настоящими музыкальными инструментами, на заднике которой идет отрывок из «Егора и Насти» под песню «Взгляд с экрана» в исполнении «Наутилуса Помпилиуса». А пройдя чуть дальше, можно прокатиться на электричке или посидеть в кладбищенской закрытой беседке, где Немец встречался с Данилой, а еще дальше — взобраться на платформу рабочего трамвая в натуральную величину.

На выставке «Балабанов». Фото А. Исаева

Но самое большое впечатление — это проход по импровизированному Кармадонскому ущелью, который сопровождается гулом то ли от горной реки, то ли от сходящего ледника Колка. И даже несмотря на то, что все это рукотворно и театрально, усиливается ощущение страха перед судьбой, которая еще до трагедии 2002 года, произошедшей со съемочной группой Сергея Бодрова, стала слишком настойчиво являть свои знаки — на съемках «Реки» в 2000 году погибнет исполнительница главной роли Туйара Свинобоева…

А дальше горы превратятся в городские абстрактные интерьеры со «Жмурками», «Морфием» и «Мне не больно», резко утыкающимися в остов Колокольни Счастья, обрушившейся на сороковой день после смерти Балабанова в июне 2013 года. Так заканчивается это метафизическое путешествие, которое не в последнюю очередь напоминает о долгом пути через Зону к комнате желаний из фильма Андрея Тарковского «Сталкер». И в этом месте точно становится больно…

Декабрь 2022 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.