Ну, прямо не верится!
Мультимедийная программа «Приглашение в театр», о которой мы говорили еще три года назад, наконец, появилась. Вышел тираж, адаптированный ко всем компьютерным программам, включая Vista. Тираж пока небольшой, но, реализовав его, на вырученные деньги мы сделаем следующий, побольше…
А история такая.
Весной 2008 г. мне пришло письмо: незнакомая девушка писала, что — представитель большой энергетической компании ЕСН — она имеет ко мне предложение о сотрудничестве, поскольку ей понравилась моя книга «Театр Резо Габриадзе». Как сейчас помню, Марианна Белоусова появилась у нас в День театра, мои второкурсники как раз открывали памятник Неизвестному актеру (Боже, как давно это было! Они успели закончить институт!), а после мы сели в редакции за чаем, и Марианна предложила мне сделать мультимедийный проект, который бы объяснил простому человеку природу и суть театра увлекательным языком, используя видео, аудио и фото. К этому времени их компания уже сделала (в чисто подарочных целях) такую игрушку про музыку: Бетховен… Бах… Малер… Но ведь про театр такое не сделаешь, невозможен путь по персоналиям драматургов или режиссеров…Предстояло придумать навигацию, которая охватила бы искусство театра во всей его полноте и уместилась в один диск… «А что это даст журналу?» — естественно, сразу спросила я.
«Работу мы оплатим. А затем эта программа будет широко продаваться, и часть выручки пойдет ПТЖ, — сказала Марианна (это было ключевое предложение!). И прибавила: «Все должно быть готово к середине ноября, мы хотим подарить эту программу к Новому году своим партнерам по бизнесу». Заканчивался март.
И мы въехали в эту адову работу. И сделали ее за полгода нечеловеческими усилиями целого авторского коллектива при особом участии рабочей группы в составе Марины Дмитревской, Елены Вольгуст, Веры Харламовой, Марии Смирновой-Несвицкой, Анны Константиновой (при большой помощи на последнем этапе Ирины Ильичевой). Почему-то больше всего помнится не круглосуточный рерайт мною лично 40 печатных листов (не потому, то авторы писали как-то не так, а потому, что каждая статья посылалась «на зуб» Марианне как потенциальному пользователю, а она справедливо требовала общего стиля). И не юридические консультации по использованию видео-фрагментов, и не поиск этих видео-примеров в десятках спектаклей и фильмов (получилось 24 часа этих примеров…), а последние ночи (!) на территории «ПТЖ», когда, уже на грани нервного срыва, выполняя сроки, мы должны были точно, с соблюдением авторских прав, подписать все видео и фото нашей «игрушки». «Меняем подпись „Бутафор Смирнов“ на „Фрукты из желатина“», — диктует Маша Несвицкая Вере Харламовой (у той синусит, голова обвязана, но у нас же сроки!!!) пока Лена Вольгуст за соседним компом ищет данные очередного фильма…
А как за три часа мы сняли экскурсию по Александринке, проведенную «с листа» Александром Баргманом и Сергеем Бызгу?!
А какие прекрасные художники Яна Глушанок и Юрий Сучков сделали дизайн нашей «игрушки»!
А сколько мук было уже в Москве с тамошними программистами…
Это было недавно. Это было давно.
Мы сдали работу в срок, в ноябре 2008 года. Долго приходили потом в себя (я, в частности, еще и от индивидуальной ответственности за качество продукта). Потом дорабатывали «косяки», что-то правили… И стали ждать тираж. Осенью 2009 группа ЕСН напечатала пробные 500 штук, они разошлись по России, имели явный успех, в редакции лежит много заявок, но это же была капля в море, к тому же техническая сторона несколько хромала, диск не был адаптирован ко всем программам, у кого-то не «включался», и до зимы 2010 доработка шла еще и еще (там в одном словаре какие-то сотни справок! Точную цифру знает только В. Харламова — их автор).
А потом дело, сделанное нечеловечески быстро, встало вовсе. Очевидно, наши партнеры потеряли интерес к проекту и покинули нас, а у «ПТЖ» денег на тираж не было. Приходившие в редакцию люди ахали и восхищались диском, когда на рабочем компьютере мы показывали им нашу работу. Но сверхзадача не была достигнута: диск делался для людей, для их просвещения, он должен был быть тиражирован, иначе зачем полгода мы не знали ни сна, ни отдыха?! Уж явно не для собственных заработков и не для новогоднего обслуживания партнеров группы ЕСН по бизнесу…
И вот сейчас редакция нашла небольшие деньги и сделала первый тираж. Он невелик, совсем невелик. Но «Приглашение в театр» может теперь достичь школ, просто любителей театра. Нажав на баннер, висящий на сайте, вы прочтете содержание программы и посмотрите демо-версию. Это вправду отличное пособие — наш диск. Мне даже не верится, что это мы все придумали, нашли авторов, сделали в кратчайшие сроки. Теперь я понимаю: вырученные деньги не сильно поддержат журнал (тем более, половину тиража мы по закону отдаем группе компаний ЕСН), ведь они пойдут на следующий тираж… Но то, что наша работа наконец дойдет до людей, — не может не радовать.
Заказывайте, покупайте, смотрите! А о замеченных ошибках сообщайте, как водится, в редакцию с пометкой «О диске».
Марина, здравствуйте! Огромное Вам и Вашим коллегам спасибо за такой подарок! Можно ли его купить в Москве? Если нет, может ли редакция мне его выслать наложным платежом?
С уважением,
Юлия
С радостью и благодарностью пошлем всем, кто пришлет нам свой адрес на ptjournal@mail.ru
В Москве программа появится где-то ближе к концу января в магазине «АРТ».
Yes! Мы сделали это! То было чудесное, вдохновенное время. Работа, даже, если она творческая, отнюдь не всегда приносит радость, удовольствие. В рутине мы проводим изрядное количество лет. Увы.
«Игрушку» нашу мы, на самом деле, складывали ОТВЕТСТВЕННО, УПОЕННО, ВЕСЕЛО, С ЛЮБОВЬЮ, нервно, с чувством здоровой рефлексии, ДРУЖНО(!!!) Последнее хочется подчеркнуть особо. Ни одной ссоры, ни одного серьезного конфликта, ни единого срыва!
Вспоминаю и моменты написания текстов, и дни-ночи в редакции, как одно из самых лучших трудовых воспоминаний. Подобные эмоции раритетны. Мной они испытаны всего-ничего. Много-много лет назад в ТЮЗе у Корогодского, пару-тройку раз в газете «Час Пик».
Спасибо столичным заказчикам, спасибо редакции, коллегам, вернее друзьям. С вами, дорогие, было (и есть) очень хорошо!
Желаю диску проката равного «Иронии судьбы»! :))))))))))))))))))))))))
Как справедливо заметила Марина Юрьевна, это было нечто «нечеловеческое» ))) При этом — результат вполне гуманный. Что главное. Поздравляю вас, коллеги!
«Здравствуй, малыш, хочешь послушать сказку?»
ХОЧУ!Хочу!Хочу!…
Здравтсвуйте ! Огромное спасибо всем, кто принял участие в этой замечательной работе ! Очень хочу заказать этот диск ! Живу в Красноярске. Возможна ли доставка в регион ? И еще вопрос — будет ли данный диск работать в системе MacOS ?
Доставка в регион возможна и много куда уже идет… Связывайтесь с нами по электронной почте.
Про Мас надо уточнять, диск адаптирован к Windows-97, Vista, Windows-7 (ну, который последний). У всех все работает….
http://mn.ru/culture_theater/20120209/311218083.html
Вышла статья Дмитрия Циликина в Московских новостях.
Открывать красоты и недостатки
Группа энергетических компаний ЕСН предложила «Петербургскому театральному журналу» сделать такую штуку — пособие для тех, кто интересуется театром, да не шибко в нем разбирается. Рассказать, показать, объяснить, то есть помочь на основе полученных знаний и впечатлений выработать критерии отличения хорошего от дурного, истинного от ложного и добра от зла в этом виде искусства.
Хорошего — с точки зрения ПТЖ. Другие авторы, само собой, и критерии предложат другие. Потому что в театре, как известно, незыблемых законов нет: что у одного прекрасно, у другого гадко, и противоположные вещи могут быть равно замечательны (и наоборот). В получившемся продукте эта зыбкость многократно декларирована, даже раздел предусмотрен: «Вопросы без ответов». Тем не менее на видном месте цитируется пушкинский отрывок: «Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы». То есть отчасти все-таки наука, а не один только импрессионизм.
Хотя руководитель проекта главный редактор ПТЖ Марина Дмитревская сообщает, что заказчик требовал стилистического более или менее единообразия, достичь его не удалось. Да это и невозможно: даже авторы энциклопедий изъясняются все-таки не совершенно ровным слогом (если только он не абсолютно мертвый, как в БСЭ). И не нужно — к чему одинаково рассказывать про устройство античного театра и закулисных курилок, про теорию драмы и актерские династии, про Шиллера и пошивочный цех? В получившемся огромном корпусе (42 печатных листа) тексты очень разные. Есть написанные в интонации советских учебников: «Александр Николаевич Островский — легендарное имя в истории русского театра». Или дюжинная глава «Гоголь». Или «Чехов»: все правильно — и скучно. Но логичный, казалось бы, аргумент «дык что еще про них можно сказать?» само же «Приглашение» и опровергает — хотя бы отличным эссе про Шекспира (про которого сказать уж совсем нечего), проникнутым желанием проветрить этот многоуважаемый шкаф.
Метод проветривания от академической скуки во многих «энциклопедических», как бы справочных текстах можно назвать постмодернистским. Или компаративным — утверждающим соотнесенность всего со всем. Древнегреческий театр проиллюстрирован Годаром, а римский — песенкой Окуджавы про Римскую империю, да еще от него предложено вести родословную Е.В. Петросяна и Ко. А родословную сериалов — от мелодрамы XIX века, этого «недоноска высокого романтизма». Скоморохи анимированы «Рублевым» Тарковского, «Грозным» Эйзенштейна и стихами Давида Самойлова. «Гамлет» — десятком вариантов произнесения крупными актерами «быть или не быть», что сугубо по делу, а также знаменитым монологом Евстигнеева из «Берегись автомобиля» и стихотворением Набокова, что служат аппетитным гарниром. В историю русского театра XVIII века инкрустирована байка о театральных кошках, а в текст про Гете призваны Улицкая с Пелевиным. Наше внимание обратят на то, что Таиров, а отнюдь не Евгений Плющенко, придумал наносить на тело тональный грим и подрисовывать мышцы. А рассказ про театрализацию жизни Николаем Евреиновым, сочинившим штурм Зимнего дворца, выруливает на театротерапию и проект «Театр — детям Беслана».
Эта просветительская затея доказывает, что просветиться до конца невозможно (разве что рентгеном). Я, к примеру, будучи довольно-таки сведущ в театре, помимо всякой хрестоматийной информации (которая, конечно, для кого-то окажется новой — и тем самым образовательная цель будет достигнута) с удовольствием прочитал главы об истории осветительных устройств и актерских псевдонимов. Или наконец воочию увидел, пусть в ужасном качестве, кусочки спектаклей Таирова и Михоэлса. Кроме того, видеопримеры — это ведь документы: что бы ни впаривали нам с придыханием «хранители традиций», можно убедиться, что «Принцесса Турандот» (во всяком случае, возобновление 1963 года) — полная ерунда. И «Добрый человек из Сезуана» своего времени не пережил — в отличие от Раневской, Эфроса, Стрелера (кстати, кроме фрагментов спектаклей есть его интереснейшие письма к труппе). Видео — полторы тысячи роликов, на 24 часа, в том числе целая экскурсия по Александринскому театру в исполнении актеров Александра Баргмана и Сергея Бызгу.
Многие иллюстрации подобраны остроумно — парадоксально, но точно. В главе «Реквизит» — фрагмент «Семейного счастия» Петра Фоменко, где герои объясняются с помощью кукол. «Распределение ролей» происходит между ремесленниками из «Сна в летнюю ночь». К «Сценической речи» приложено доказательство эффективности этой учебной дисциплины — «Граф Нулин» в исполнении Сергея Юрского. Известные фильмы и спектакли соседствуют с любительской съемкой занятий в Театральной академии.
Объективной, повторю, картина может быть только в твоей голове, для другого она неизбежно окажется субъективной. И авторы «Приглашения» субъективизма не скрывают — в неподписанных текстах кое-где даже мелькают высказывания от первого лица. У одного Някрошюс выдающийся, а у другого великий. И «Взрослая дочь» Анатолия Васильева — «великий спектакль» (присоединяюсь). «Современная режиссура» — стройная деловая статья, а «Драматург» — фельетон. Портрет Товстоногова отнюдь не елейно-сахарный (спасибо). К Станиславскому прилагается комментарий Юрия Бутусова, который высказывает аргументированные сомнения в нужности Системы сейчас. А к вроде бы чисто теоретическому разделу про театр и религию — комментарий Марины Дмитревской, где она, явно воспользовавшись формальным поводом, громит два спектакля Валерия Фокина. Поскольку Фокин для Дмитревской — Карфаген, который, разумеется, должен быть разрушен: но это ведь и есть настоящий критический темперамент.
Из всего Монблана сведений и суждений кристаллизуется идеология. Разные оценки создают объем, но в этом пространстве — жесткая система координат. Законов нет, а убеждения есть. Они почти что манифестированы в самом устройстве программы: этот продукт с диска не прочитать, надо инсталлировать. То есть освободить на винчестере 8 Гб. И свернуть эту программу на панель «пуск» нельзя — только выйти, потом зайти по новой. Интерфейс — в виде доски с ключами где-нибудь в театральной пожарке (фото реальной доски в БДТ; создатели гордятся, что картинки не компьютерная графика, а снимки подлинных вещей). Все не быстро: кликаешь по ключу, он звякает, неторопливо открывается дверь, затем подмостки, сцена, неторопливо же опускается задник, и только на нем — текст. Театр — это серьезно! Как театр требует выкроить из своей единственной жизни два-три часа, и уж тут ни попкорна, ни телефонов, ни хождений по залу после третьего звонка, так и к «Приглашению в театр» либо относишься уважительно, принимая его законы, либо твое дело сторона.
Приложенный к диску буклет горестно констатирует: «Ни в одной стране мира театр не называли кафедрой, университетом, храмом. Только в России. До тех пор пока ему не указали место в ряду прочих досуговых развлечений». Утверждение прежних ипостасей театра и протест против нынешней — сквозное действие всего проекта. И в «общих» главах, где непосредственно об этом речь, и к случаю — ко всякому: Карфаген должен быть… Раздел «Актер», подраздел «Темперамент», исторический пример: Олег Борисов и — «Современная сцена все чаще предлагает зрителю вместо подлинного темперамента неврастеническую лихорадку и поверхностный драйв». «Капустники» — вырождаются в корпоративы. «Чего не надо знать зрителю?» — ясное дело, всего, что составляет предмет алчной охоты ТВ: актеров в немощи, в запое и на унитазе. Здесь, не боясь педагогической дидактики, помянуты старинные правила поведения интеллигентного человека: сморкаться в платок и не читать чужих писем. В разъяснении того, что такое актерская пластика, — видео по теме «Мамапапасынсобака» в «Современнике», комментарий: посмотрите, как Хаматова играет и как Дроздова красуется. Анатолию Эфросу в статье про него найден антипод — Кирилл Серебренников. «Поклоны» — к слову: в петербургском Молодежном театре хоть Жанну сожгли, хоть Дездемону задушили, все равно в конце бодрая музыка, задающая ритм, и, главное, длительность аплодисментов. И т.д. В общем, настоящий театр — форма духовной деятельности. А сервис и товар — не театр.
Благородная позиция. Конечно, безнадежная. Сложившуюся ситуацию это «Приглашение в театр» разве что констатирует, но не изменит.
Хотя как знать… Стоит диск всего 600 руб., и многие народные театры уже купили.
Добрый день,
Как можно приобрести диск? Возможна ли доставка в Армению?
Спасибо
Посмотрел диск «Приглашение в театр». Большое спасибо! Все с умом и знанием дела сделано.
С уважением, В.Борисенко.