Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

7 августа 2025

КАК ПРАВИЛЬНО СМЕЯТЬСЯ

О IV Всероссийском моножанровом театральном фестивале «Комедiя-фест»

Время ли сегодня смеяться? Над чем мы смеемся? Как сделать людям смешно? А чему нас учат юмор и сатира — если учат? А если мы смеемся вместе, становимся ли мы ближе?.. А правильно ли мы смеемся?..

Немного есть фестивалей, которые были бы посвящены задаче исследования конкретного театрального жанра. Среди таких — фестиваль «Комедiя-фест», проводимый нижегородским театром «Комедiя». Здесь жанр комедии исследуется всесторонне: и как драматургический (раз в два года — конкурс пьес), и как сценический.

Сцена из спектакля «Балаган».
Фото — Андрей Абрамов.

В 2025 году прошел уже четвертый фестиваль «Комедiя-фест». Среди 152 заявок из 84 городов экспертный совет отобрал девять спектаклей. Если пару лет назад в афише оказалось четыре постановки по Шекспиру, то теперь можно отметить богатую палитру материала — от Мольера до Алексея Житковского. А также широкую географию — от Минска до Кудымкара.

Несмотря на заявленную моножанровость, спектакли обнаружили самые разные грани диалога со зрителем.

Так, «Зойкина квартира» Нижегородского театра драмы в постановке Александра Марина оказалась стильной и даже мрачной трагикомедией об уходящем прекрасном мире, с яркими главными ролями Натальи Кузнецовой (Зоя) и Сергея Блохина (Гусь-Ремонтный) — смерть его героя становится настоящим драматическим, если не трагическим, центром второго акта.

«Одураченный муж» Мольера был прочитан режиссером Сергеем Ковальчиком в минском Национальном драматическом театре через эстетику площадного театра: с карнавальным ниспровергающим смехом и активной работой с залом. Рогоносец Александра Полозкова оказался простодушным страдающим героем, а вокруг него развернулся многоугольник кипящих страстей, где каждый следующий герой — все гротескнее.

Сцена из спектакля «Балаган».
Фото — Андрей Абрамов.

«Собака на сене» Лопе де Веги Костромского драмтеатра в постановке Елены Сафоновой выстроена по законам веселой сценической необязательности. Основная жизнеутверждающая идея сюжета легко прочитывалась, однако жанры непредсказуемо смешивались, постановочные метафоры порой бывали внезапными, как и оформительские и музыкальные решения, — сливаясь в общий колорит карнавала с красивым светом, реггитоном и живой рок-гитарой.

Тимур Кулов поставил в уфимском Русском драматическом театре «Вредный элемент» Шкваркина как водевиль — долгий, пестрый, не очень упорядоченный, однако с сильной центральной сценой в тюрьме, которая внезапно передает уязвимость героев и подключает зрительское сопереживание.

Спектакль «Космос, нервная система и шмат сала», поставленный Максимом Ладо по рассказам Шукшина в мытищинском театре «Фэст», провел зрителя по пути от города в глубины деревни, при этом главным элементом сценографии оказалось огромное лоскутное одеяло в его метаморфозах. Наталия Ларюнина и Павел Конивец, мастерски перевоплощаясь, сыграли по несколько ролей, убеждая нас в старой, как мир, истине: нехорошо быть человеку одному.

Хозяин фестиваля, нижегородский театр «Комедiя», занялся авторефлексией и театральной рекурсией: со сцены играли о том, как играют на сцене. Ирина Пахомова поставила «Балаган» Чарльза Мори, комедию из жизни театра, как историю об условности, красоте, зависимости — и счастье, которые приносят нам подмостки. Маленькая труппа, играющая в бывшем коровнике, состоит из забавных чудаков: этот лаконичный мир создан с большой любовью (художник Андрей Климов).

Сцена из спектакля «Манолито Очкарик».
Фото — Андрей Абрамов.

Не совсем ровный по темпоритму, но обаятельный спектакль стал одним из тех, где зрители от души хохотали — в частности, в сцене «Дракулы», где с кровопийственной беспощадностью обыграны всевозможные проколы, от забытого текста до перепутанной видеопроекции. Звучала и ностальгически-лирическая нота — так, красиво решена сцена с закулисьем «Гамлета». Главное, о чем постановка рассказывает нам, — очарованность загадочным и вовлекающим миром театра, где каждый рад обмануться.

Три главных приза фестиваля достались спектаклям, поставленным по текстам, написанным современными отечественными драматургами. Этот феномен говорит как минимум о том, что театр стал внимательнее к новой драме. А как максимум — о том, что современная комедия точно и ярко отображает несоразмерности нашей жизни, и от попадания в эти несоответствия нам становится смешно.

Одним из самых обаятельных и самых веселых мероприятий фестиваля стал моноспектакль «Манолито Очкарик» Омского ТЮЗа в постановке Анастасии Старцевой (инсценировка по прозе Э. Линдо сделана Екатериной Гуземой). Талантливо перевоплотившийся Кирилл Фриц играет мальчика, который бесконечно болтает на приеме у задремавшего психолога.

Сцена из спектакля «Космос».
Фото — Таня Тощевикова.

Простоватый герой становится наивным Гомером мадридского квартала Карабанчель. Искренность Манолито, его остраненный детский взгляд порождают много смешного, узнаваемого и трогательного; история «про них» (в спектакле много рассказано о смешных испанцах) становится историей «про нас». Герой болтает о своей школьной и домашней жизни как будто беспорядочно, однако из его забавных историй складывается вечный сюжет: от рождения до смерти. И когда в финале мальчик говорит, что дедушка обещал ему никогда не умирать, — трудно удержаться от слез. Монохромное бумажное оформление, разнообразие приключений Манолито, искренность и обаяние интонаций, страноведческое и гуманистическое содержание спектакля принесли ему не только одну из главных наград фестиваля с формулировкой «За многоликий монолог Манолито», но и приз зрительских симпатий.

Приз «За лучшую режиссуру» ушел в Петрозаводск — спектаклю «Космос» по пьесе Алексея Житковского. Артем Галушин поставил пьесу современного автора о жизни учительницы как фантасмагорию, расписав контуры бытовой драмы красками горячечного сна. Героиня Виктории Федоровой живет в сером вигваме безвыходных мечтаний и безотрадных будней: все не то, чем кажется. И на протяжении спектакля, сочувствуя героине и где-то горько смеясь над ее эмоциональной слепотой и когнитивными расстройствами, мы узнаем нашу реальность — через метко схваченный язык, точно простроенные отношения, правдоподобные детали.

Сцена из спектакля «Космос».
Фото — Таня Тощевикова.

Закадровый голос озвучивает не только ремарки, но и реплики тех, кто приходит к героине — в ее видениях. Потому что — как и жить в Бугульме, если не в видениях? А реальной жизни героиня не видит и не хочет. Она проецирует на сына те ценности, в которые не верит; а влюбленность физрука проходит незамеченной, как и его предложение начать жизнь заново, вместе. Некоторая непоследовательность режиссерских решений не противоречит тому, что получился искренний, полижанровый, волнующий спектакль, где комедия сделана скорее сатирически.

Осмыслению недавнего прошлого посвящена постановка, ставшая третьим победителем фестиваля. «Матрёшки-disco» из Коми-Пермяцкого театра города Кудымкар получили приз с формулировкой «За яркое переосмысление культовой истории»: Анна Гейжан специально для этого театра написала лихой ремейк на сюжет «В джазе только девушки», а Юлия Беляева поставила этот текст, и получился трогательный и жесткий оммаж девяностым. Это мастерски собранная матрешка памяти: эпоха девяностых, как и Душечка Мэрилин Монро, голодна и наполнена самыми причудливыми мечтами.

Сцена из спектакля «Матрёшки-disco».
Фото — Таня Тощевикова.

Новые предлагаемые обстоятельства для академических музыкантов Алексея и Игоря (Александр Федосеев и Сергей Кривощеков) — это голод, корпоративы, бандиты девяностых и возможность уехать плацкартом с девичьей поп-группой в Сочи. Спектакль умело собран — от сценографии (Любовь Мелехина) до песен (композитор Юлия Колченская, автор текстов Павел Артемьев), которые точно воссоздают увлекательный и бредовый дискурс попсы девяностых: «Ты не пловец в реке, / А продавец в ларьке…», «Любовь — это мука, Мамука». Главная героиня Крис (Анна Окулова) заведомо влюблена в иностранца и именно его ищет в Сочи. Конечно, «американцем» окажется русский клавишник из консерватории…

Универсальная труппа, тонко мыслящий автор, ироничный и умелый режиссер вкладывают в эту историю столько проблематики, и делают это так незаметно, что спектакль кажется калейдоскопом. Раз встряхнешь — знакомая и предсказуемая история про любовь, второй раз — глубокое социальное исследование о тяжелейшей эпохе, третий раз — пародия на стиль девяностых, но встряхнешь снова — и видишь гимн временам свободы.

В пьесе, по заверению автора Анны Гейжан, от фильма осталась одна реплика: «У каждого свои недостатки».

Трагикомедия и водевиль, полижанровый карнавал и комедия положений, музыкальная комедия и моноспектакль — все эти формы, конечно, не дают однозначного рецепта, как нужно смеяться, но открывают самые разные грани комического.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога