Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

1 августа 2025

ПЯТНАДЦАТЫЙ ПОШЕЛ

«Эрнани». Дж. Верди.
Мариинский театр.
Режиссер Орлин Анастасов, художник Денис Иванов, дирижер Валерий Гергиев.

Из двадцати шести опер, написанных Джузеппе Верди за его долгую и многотрудную жизнь, в репертуаре Мариинского театра ранее было четырнадцать — от принесшего композитору первый успех «Набукко» (1842) до последним сочиненного «Фальстафа» (1893). Теперь — пятнадцать: добавился «Эрнани» (1844). Валерий Гергиев, привычно выстраивающий репертуар театра по принципу полных собраний сочинений (работает и в опере, и в балете — сейчас в процессе пополнения балетный Стравинский), обратился к не самому известному в Санкт-Петербурге сочинению великого итальянца. То есть впервые город услышал эту музыку спустя всего два года после мировой премьеры в Венеции (тогда «Эрнани» спела обретавшаяся в Санкт-Петербурге итальянская оперная труппа), периодически ее повторяли в XIX веке, но уже в ХХ ноты надолго убрали в архив.

Сцена из спектакля.
Фото — Михаил Вильчук (2025 г.) © Мариинский театр.

Москва вспомнила об этой опере раньше — в 1994 году Александр Титель выпустил премьеру в Музыкальном театре, ставшую одним из громких событий сезона (в 1996-м спектакль был награжден «Золотой Маской», только что обзаведшейся музыкальными номинациями; также лауреатом стал и художник спектакля Владимир Арефьев). Но на брега Невы спектакль не приезжал, так что неудивительно, что даже премьерная публика в Мариинке внимательно читала либретто и обсуждала логику действий персонажей.

Сюжет был взят либреттистом Франческо Мария Пьяве (работавшим с Верди над десятью операми, в том числе над «Риголетто» и «Травиатой») из пьесы Виктора Гюго «Эрнани, или Испанская честь». (Что занятно — без согласия Гюго, поэтому в момент французской премьеры всех героев и собственно оперу переименовали.) В опере история рассказывается почти без изменений (ну, в драме злодей самоубился, в опере живехонек, но он же не главный герой) — есть Испания, есть XVI век и есть прекрасная девица (у Верди ее зовут донна Эльвира, роль досталась Диане Казанлиевой), в которую влюблены трое мужчин. Первый — ее престарелый дядя дон де Сильва (Магеррам Гусейнов), в доме которого она живет; старик решил жениться на племяннице, вопреки ее очевидному стремлению избежать этого брака. Второй — король Кастилии дон Карлос (Анатолий Михайлов), по ходу пьесы объявленный императором Священной Римской империи. Тут про свадьбу речь не идет, его величество изволит приглашать девушку в любовницы — и получает отказ. И, наконец, третий — разбойник Эрнани (Александр Михайлов), который вообще-то дворянин, дон Хуан Кастильский, и вынужден скрываться, ибо дон Карлос убил его отца.

Сцена из спектакля.
Фото — Михаил Вильчук (2025 г.) © Мариинский театр.

Понятно, что донна Эльвира любит именно его. По ходу дела все трое сталкиваются в спальне у девицы, и завязывается сложный узел из чести, мести, законов гостеприимства и верности данному слову. Распутный король, становясь императором, отвергает все нехорошие привычки и готов помочь влюбленным пожениться — но пылкий Эрнани уже успел дать слово злобному старику, что покончит с собой по первому его требованию, — что и делает сразу после бракосочетания. Донна Эльвира падает замертво, оркестр скорбит, король (то есть уже император) думает о тяготах власти. Три часа божественной музыки.

Театр поручил эту постановку Орлину Анастасову — известный болгарский бас, еще не достигший пятидесятилетнего рубежа, семь лет назад решил переменить свою участь и стал заниматься оперной режиссурой. В списке его премьер — спектакли во второстепенных итальянских театрах, а также в Ереване и Ташкенте; в России он еще не работал. В сотрудничестве с художником Денисом Ивановым (также родом из Болгарии, начинал как баритон, затем занимался режиссурой и наконец выбрал сценографию) он сочинил спектакль, о котором, вероятно, мечтают многие оперные артисты. Массивная декорация (какие-то фрагменты то ли собора, то ли замка с колоннами) вертится на поворотном кругу (предполагается, видимо, что обеспечивая постановке динамику); от артистов быстрых движений не требуется — да и попробовали бы они побегать в тяжелых, роскошных, «исторических» костюмах! (Иванов отвечает и за костюмы тоже, а также за свет.) Эта «замковая» махина прижимает их к рампе, то есть они теперь оправданно могут стоять близко к яме и смотреть на дирижера. Что они и делают — и это, безусловно, идет на пользу музыкальному качеству спектакля.

Сцена из спектакля.
Фото — Михаил Вильчук (2025 г.) © Мариинский театр.

Как уже стало обычаем в последние годы, музыкальный руководитель постановки Валерий Абисалович Гергиев встал за пульт только в первом спектакле премьерной серии. Дальше спектакли подхватил Кристиан Кнапп — и вашему рецензенту достался именно он. Образцово внимательный к певцам, разбирающий Верди как чертеж, как интеллектуальную загадку, и вместе с тем сохраняющий единую лирическую интонацию даже тогда, когда события на сцене прямо провоцируют на грохот и раздирание страстей в клочья, дирижер сделал все, чтобы публика влюбилась в «Эрнани» с не меньшей страстью, чем уже любит «Аиду» или «Силу судьбы». Артисты, которым режиссером не было предложено оригинального рисунка ролей, полагались сами на себя — и у них это неплохо получалось. Участвуя, собственно, в параде мод XVI века (донна Эльвира получила отдельную коллекцию нарядов), Диана Казанлиева обозначала прежде всего слабость и обреченность своей героини в этой компании мужчин, где каждый знает, по каким правилам (его) должен существовать мир. Александр Михайлов в роли благородного разбойника вливал в голос всю возможную пылкость; эволюционирующий в не менее благородного императора король у Анатолия Михайлова получился слегка нерешительным, будто он еще хочет пожить вольным гулякой, а не превращаться в памятник идее монархии; а старый гранд Магеррама Гусейнова с его жесткой пластикой и мощным голосом сразу производил законно пугающее впечатление.

Сцена из спектакля.
Фото — Михаил Вильчук (2025 г.) © Мариинский театр.

В целом — публика получила весьма качественный концерт в костюмах и при декорациях, не отягощенный никакими режиссерскими концепциями. Пятнадцатый номер в списке есть. Каким будет шестнадцатый? «Ломбардцы» или «Луиза Миллер», «Разбойники» или «Битва при Леньяно»? В любой из этих опер есть что петь и что играть. А в режиссеры можно сразу позвать кого-нибудь из модельеров.

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога