Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ИЩУ ЛИЦО (ТЮЗ)

Описывать лицо театра, которое явно меняется в момент написания портрета, накануне "жизни новой" — значит описывать лицо растерянное, почти испуганное, уверенное лишь в своем прошлом и с надеждой смотрящее в будущее.

Глава 1
"Дела давно минувших дней…"

Что касается прошлого, то речь идет не столько об истории Ленинградского театра юных зрителей, сколько об истории идеи "театра детской радости".

Открывшийся 23 февраля I922 года в доме № 35 по Моховой улице, ТЮЗ возвращал юному поколению 20-х годов недоданное суровым временем детство. Детям революции и войны театр дарил настоящий Праздник, приобщая их к подлинному, большому, полноценному искусству.

Игры, песни, танцы, шутки открывали маленьким зрителям ту сторону жизни, с которой они не были знакомы до встречи с театром.

Театральный праздник открывал им мир, хозяевами которого они должны были почувствовать себя через несколько лет.

Глава 2
Осколки былой роскоши

"Если считать, что театр живет около десяти лет, а ТЮЗу — за шестьдесят, значит, он уже шесть раз умер", -иронически заметил однажды новый главный режиссер театра А. Д. Андреев.

Возможно, он в чем-то прав, но на эту формулу можно посмотреть иначе: если театр столько раз умирал, то примерно столько же и рождался. Не станем придираться к цифрам, пусть за этот период театр родился всего один-два раза, но и это говорит в его пользу. Мы не собираемся писать историю ТЮЗа, нам важно всмотреться в его сегодняшнее лицо и постараться понять, чем живет театр сейчас.

А лицо театра — это и его репертуар, который включает в себя не только последние премьеры, но и спектакли "со стажем", идущие подчас более десяти лет. Краткий экскурс в недавнее прошлое поможет разобраться в том, какими были спектакли-долгожители, когда они создавались (разумеется, мы можем только строить предположения, основываясь на книгах и рецензиях) и какими стали теперь (уже по собственным впечатлениям).

В конце 60-х -начале 70-х годов Театр Юных зрителей пережил один из самых ярких взлетов. Появлялись спектакли, ставшие этапными в истории детского театра: среди них "Глоток свободы", "После казни прошу…" (I967 г.), "Радуга зимой" (I968 г.) и др. Заметное место в репертуаре театра занимали классические произведения, в том числе и высокая трагедия. В 1971 году на Сцене ТЮЗа появился "Гамлет". Принц Датский был так же необходим этому театру, как и персонажи возобновленного (1963) "Конька-Горбунка" или современные школьники из рощинской "Радуги зимой".

Появляется целый цикл постановок совершенно нетрадиционных: спектаклей-капустников, спектаклей-игр: "Наш цирк" (1968), "Наш, только наш" (1969), "Наш Чуковский" (1970), "Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте…"

Это все было. А что сегодня?

На афише театра по-прежнему "Наш цирк", "Наш Чуковский", "Здравствуйте, здравствуйте", здравствуйте… "

Театр по-прежнему приглашает зрителя принять участие в игре, на этот раз — вместе с молодыми артистами, точнее, со студийцами.

Направо пойдешь…

Налево пойдешь…

Назад пойдешь… Но назад пути нет. Не должно быть.

Нет у самого юного театра права идти назад, как нет и права стареть!

Спектакль рождался из упражнений актерского тренинга.

"Мы еще учимся! "-Сообщают актеры детям в самом начале представления. Только… верят ли в это зрители? Особенно самые маленькие и самые требовательные? Когда взрослые дяди и тети играют студийцев, которые в свою очередь играют собак, кошек и всяких прочих животных, поют песенки, говорят в микрофон друг за друга, профессионально дурачатся и изо всех сил стараются развлечь зрителей, чтобы им только скучно не было, становится не смешно.

Грустно становится за актеров и за спектакль, который был когда-то живым, озорным, искренним и, конечно же, "заводил" весь зрительный зал.

Печальными шутками выглядят попытки "изобразить" звезд эстрады. Когда А. Введенская в 1986 году под фонограмму "Все могут короли" выскакивает на сцену в ярко-красном балахоне и всклокоченном парике, это становится похоже на очень плохую самодеятельность, ведь сама Пугачева давным-давно от такого наряда отказалась, а ее — такую — все еще продолжают пародировать.

Наверное, далеко не случайно в шутовской тюзовской стенгазете появилось объявление о "новом" названии в репертуаре театра — "До свиданья, до свиданья, до свиданья…"

Примерно в том же состоянии — на правах засидевшегося гостя — существуют в сегодняшней афише театра и другие некогда блестящие спектакли, которые иначе, чем "осколками былой роскоши" сейчас и не назовешь.

Глава 3
"А что теперь?.."

В репертуаре театра регулярно появляются и новые названия.

Одно из них — "Без страха и упрека" Г. Мамлина. Этот спектакль — лучшая из трех премьер ТЮЗа прошлого сезона. После его просмотра в зале остается ощущение Праздника (что само по себе очень важно, тем более что такое очень редко бывает теперь в театре), но не более того.

В 1986 году ТЮЗ, оставаясь "театром детской радости", продолжает в каждом спектакле развлекать зрителей, тогда как радоваться уже давно нечему. Оптимизм и спокойствие при этом проявляются не столько в содержании спектаклей, хотя в этом — прежде всего, сколько в некоторой "отстраненности" зала от сцены — и отсюда постоянное ощущение: то, что происходит на сцене, было когда-то с кем-то, но не со мной — ни вчера, ни сегодня, ни завтра.

Неслучайно, перечисляя любимые спектакли, делегаты ТЮЗа называют в с е спектакли через запятую, любые. Не потому ли, что все они одинаково эстетически и проблемно далеки от них, и нравиться могут только как нечто яркое, красивое, но несерьезное.

Если проследить репертуар ТЮЗа по жанрам спектаклей, то мы встретим грустную комедию, драматические дуэты, современную историю, рождественский рассказ в трех песенках, комедию-сказ, драматическую фантазию, лесную сказку, фантастическую повесть, представление в 2-х частях, драматический очерк, спектакль-игру, драму истории, несерьезное представление и т. д. Для детского театра — репертуар замечательно разнообразный и многообещающий. В этих жанрах со зрителем можно разговаривать о проблемах сегодняшних и даже пытаться решать их сообща. Но сейчас именно сказками, фантастическими повестями и несерьезными представлениями становятся все спектакли театра.

На учительском активе, вспоминая неудачное, формальное, неискреннее выступление делегатов на открытии Недели "Театр — детям и юношеству", артисты причину этого видели в подготовке мероприятия педагогической частью театра. Они не учитывали, не хотели принимать во внимание, тот факт, что педчасть работает не только п р и театре, но и на его материале; она воспитывает зрителя на конкретных спектаклях конкретного театра. И в делегатских собраниях тюзов мы можем видеть то, что не увидим ни в одном другом театре — мы можем увидеть (простите за определение) готовый продукт нашего производства. Так что делегатов, выступающих сегодня на своем ежегодном празднике с неискренним пионерским задором, научила этому не педчасть, а сцена…

Ни один спектакль последних лет не стал событием театральной жизни города. Все оставалось на уровне "наших местных радостей".

Очень хочется хоть один раз порадоваться вместе с театром его успехам. Выход, видимо, есть только один — перестать радоваться, перестать быть "театром детской радости" и вырасти постепенно в театр сегодняшнего зрителя — в театр его проблем, сомнений, переживаний, которые намного глубже, богаче и серьезнее, чем это представляется на первый взгляд.

Тем, кто сегодня ходит в ТЮЗ, есть где радоваться и развлекаться. Зато сегодня им негде думать, разговаривать, глубоко и искренне переживать.

Глава 4
Ожидания и надежды

Лицо театра — это и лицо его руководителя, разумеется, творческое лицо.

С приходом нового главного режиссера, лицо театра непременно изменится. Но как? Куда пойдет театр дальше? Выводы делать рано, ибо судить о режиссере можно только по спектаклям, им поставленным. Мы высказываем лишь предположения.

— Надеемся, что в театре для детей снова появится классика (по словам самого А. Д. Андреева). Кроме "Комедии ошибок", почти не выделяющейся из общего ряда спектаклей, в сегодняшнем репертуаре ТЮЗа нет ни одного произведения классической драматургии, ни русской, ни зарубежной.

— Вероятно, по-иному будут складываться взаимоотношения театра и его зрительского парламента: Делегатского собрания, учительского и родительского актива. Во время проведения недели "Театр — детям и юношеству" в ноябре этого года, когда происходили встречи театра с его активом, выявилось немало противоречий в позиции главного режиссера и делегатов, учителей, родителей.

— "Давайте не будем театром в коротких штанишках! Давайте будем серьезным театром!" -эти заявления удивили и встревожили взрослых зрителей ТЮЗа, настроенных по-прежнему благожелательно и серьезно утверждающих, что театр вполне благополучен, а билетов не достать, как и раньше.

Что нужно для того, чтобы дети верили своему театру? Чтобы видели на сцене разрешение (или постановку, что подчас важнее) сегодняшних, а не прошлогодних проблем? Чтобы видели в театре не только место для развлечения? Чтобы театр был для них другом и советчиком, помогал разобраться в том, что есть подлинная культура, подлинные чувства? Чтобы, наконец, театральная общественность города вспомнила дорогу на Пионерскую площадь?

Направо пойдешь…

Налево пойдешь…

Назад пойдешь… Но назад пути нет. Не должно быть. Нет у самого юного театра права идти назад, как нет и права стареть!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.