Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫХОД В ГОРОД

ИСТОРИЯ ПРО ЧЕЛОВЕЧКОВ

31 ЯНВАРЯ

А. Макейчик. «ЭГО. Эпидемия городского
одиночества».
Театр «PRO Человека».
Режиссер Александр Насенков.
Премьера 2021 г.

Спектакль «ЭГО» поставлен по пьесе современного белорусского драматурга Алексея Макейчика «Путаница», которая была прочитана в 2019 году на «Любимовке».

В пьесе молодой парень (а может, и не молодой) Денис, на которого обрушиваются панические атаки, приходит на сессию к молоденькой психологине Марте. Впрочем, очень скоро он начинает подозревать, что психологиня не имеет диплома, и ей приходится признаться, что она еще только учится у одного из коучей. Денис и рад бы уйти от самозванки, но маховик запущен — он по ее совету написал письмо себе в детстве и неожиданно получил ответ — из прошлого, от себя, 11-летнего. И мы наблюдаем процесс погружения в себя, в свое прошлое, которое совершает Денис. В какой-то момент оказывается, что красотке Марте, у которой проблемы с личной жизнью и мамой, помощь нужна не меньше, — и вот уже любовная связь оборачивается конфликтами, и кажется, что никогда мужчина и женщина в этом городе не смогут найти друг друга и быть вместе без компромиссов. То ли Бергман, то ли Альмодовар.

И. Лосев (Денис). «ЭГО. Эпидемия городского одиночества». Театр «PRO Человека». Фото Е. Позднякова

Режиссер Александр Насенков вводит в действующие лица фигуру того самого Дениса в детстве — его играет мальчик Александр Поздняков. Этот худенький, подвижный подросток, кажется, не имеет ничего общего с тем ироничным, медленным и вальяжным выросшим Денисом, каким его играет Иван Лосев. Но мальчик этот становится для режиссера ключевой фигурой, которая будто собирает всю историю, ее болевой точкой, а немые сцены с ним (вспышки памяти — на фоне черной стены в прямом луче белого фонаря лицо мальчика, он смотрит наверх, где висят на проводах те самые злополучные кеды, из-за которых все и произошло) — той поэтической надстройкой, которая позволяет уйти от довольно плоской истории мужчины и женщины, какой она оказывается в спектакле.

То ли природа актера Ивана Лосева, то ли его возраст таковы, что история про его героя не уходит в депрессивную фазу. Он играет очень обаятельного, хорошего парня, привыкшего не заморачиваться и плыть по течению, как все. Но внезапная паническая атака, один поступок не только разрушает его брак, но и приводит к тому, что он начинает задумываться о себе и пытаться вспомнить то самое больное, что он забыл. Поначалу кажется, что он существует на одной очень легкой интонации. Но по мере того, как он приближается к тому самому моменту из своего детства, когда они с младшим братом оказались на поле наедине с бандой подростков, его персонажа настигают и драматизм, и отчаяние, и одиночество, и ты веришь в тот внутренний перелом, который приводит к тому, что Денис решает уехать в деревню. В этом смысле, конечно, именно у Ивана Лосева в спектакле ведущая партия — Дарье Купцовой, которая играет Марту, меньше удаются эти переходы от иронии к подлинной драме, возможно, оттого, что ее образ достаточно раздражающе одномерный и однотипный, про нее все понятно — ты сразу считываешь этот нарочито неестественный стиль общения, который можно наблюдать у всех коучей в соцсетях, но вот раскрытия и перехода к какой-то естественности, ухода от секси лайфстайла к чему-то совсем простому и искреннему не получается.

Больше всего меня поразило молчание зрителя на протяжении этого не очень короткого спектакля — небольшой зал, затаив дыхание, следил за историей двоих людей в большом городе. И это, пожалуй, оказалось одной из самых важных эмоций — люди готовы погружаться в современную пьесу, им нужны простые истории про себя, про человека. А значит, режиссера можно поздравить с тем, как он чувствует этот запрос и отвечает на него.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.