Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ВЫХОД В ГОРОД

МОЕ ТЕЛО — МОЕ ДЕЛО

31 ЯНВАРЯ

Н. Лабут. «Жирная свинья».
Театр «Мастерская».
Режиссер Максим Блинов.
Премьера 2019 г.

Пьесу «Жирная свинья» (отвращение здесь испытываешь уже на уровне названия) мог написать исключительный сексист — цисгендерный белый мужчина. Его имя — Нил Лабут. Выбрать эту пьесу для дебютной режиссерской постановки мог… Максим Блинов.

По сюжету офисный клерк Том (Андрей Аладьин) случайно знакомится на обеде с сотрудницей библиотеки Элен (Ксения Морозова). Предметом их разговора отчего-то становится тело девушки — ее полнота неадекватно интересует их обоих. Как положено в мелодрамах, Том вопреки своей узколобости влюбляется в Элен, чем провоцирует издевки от коллеги Картера (Арсений Семенов) и бывшей девушки Дженни (Софья Карабулина). В результате Том бросает Элен, потому что та не соответствует общепринятым идеалам красоты, — фэтшейминг и сексизм побеждают.

А. Аладьин (Том), К. Морозова (Элен). «Жирная свинья». Театр «Мастерская». Фото М. Мироновой

Коллизией пьесы становятся непрерывные комментарии о телосложении главной героини, воспринимающиеся залом как юмор: «Ее одну позвали, чтоб она за пятерых поела?», «Она еще встретит такого, как она, — толстого и лысого», «Вспомни Ноя: он антилоп с бегемотами не скрещивал» и т. д. и т. п. Перипетия — находка режиссера — сцена поцелуя Дженни и Тома на пикнике. Ошарашенный Том с помадой на губах бросает Элен, кричащую от отчаяния: «Я изменюсь для тебя, хочешь?» Но Том оказывается не так смел, чтоб отстоять личные границы и выпрыгнуть из этих устаревших лет на двадцать предлагаемых — прямиком в реальность новой этики… как, впрочем, и режиссер. Ведь концовка спектакля еще более пошла, чем его содержание: после неловкого и несправедливого расставания все четверо внезапно танцуют уморительный танец (хореограф Николай Куглянт) под световое шоу, оставляя у зрителя послевкусие легкой комедии. Танцы появляются и раньше, когда актеры мюзик-холльно перетаскивают реквизит из кулисы в кулису под задорную музыку.

Декораций, к слову, нет: есть задник, на котором непрерывно крутят разного рода изображения, начиная с поедающих фастфуд (в сцене, естественно, обеда) и заканчивая взлетом ракеты (в сцене, конечно, поцелуя), и есть характерная для локации мебель (в офисе — стол и кожаный диван, в ресторане — круглый столик с двумя стульями и т. д.).

Удивительным образом актерам удается произносить этот текст (Арсений Семенов, например, с ухмылкой выдает: «Моя мать тоже была толстая. Просто рот не закрывала и в перерывах рожала — вот и разжирела»), но играть, к сожалению, нечего — приходится являть плоские характеры офисной стервы, альфа-мужлана, закомплексованной простушки и малодушного конформиста.

Поставленная в 2019 году пьеса Лабута с неуместным налетом гламура нулевых уже была устаревшей, в 2024-м же сделалась просто неуместной. Называть девушку, простите, «жирной свиньей» — не гламурно, не круто и вообще не адекватно.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.