Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ПРИ СВЕТЕ ОСЕННЕГО СОЛНЦА

Ю. Трифонов, Ю. Казаков, Ю. Домбровский. «Прозрачное солнце осени». Сценическая история по рассказам «Трех Юриев». Театр «Сфера» (Москва).
Режиссер Александр Коршунов, художник Ольга Коршунова

Середина прошлого столетия — годы, когда после шумного литературного дебюта надолго замолчал лауреат Сталинской премии Юрий Трифонов, вернулся из очередной многолетней отсидки и добился реабилитации з/к Юрий Домбровский, начал публиковаться арбатский мальчик Юрий Казаков.

Первый считался трудолюбивым, мастеровитым бытописателем, раздражался на недопонимание и мучился от недооценки своего творчества, но жизнь прожил, в общем, благополучную. Второй, изувеченный лагерем, слыл буйным антисоветчиком, писал один роман лучше другого, бурно жил, крепко пил и скончался от бандитских побоев. Третий прославился как автор чудесных, напрочь лишенных партийного гражданского активизма рассказов, был влюблен в одухотворенную красоту и силу Русского Севера, трудно расставался с иллюзиями молодости, страдал от духоты застоявшегося времени, периодически уходил в тяжелые запои, надолго переставал печататься и умер в тоскливом одиночестве.

Три Юрия. Три писателя. Три жизни. Три судьбы.

Они писали превосходную прозу экзистенциального толка и свойства, нередко впадали в отчаяние, бывали эгоцентричны и нелегки в общении, ведали «страсть к разрывам», расставались с любимыми, отдалялись от близких и однажды простились навсегда со всеми разом, каждый в свой срок.

П. Степанов (Сын), Д. Ячевский (Автор). «Свечечка». Фото Ю. Ласкорунской

В предчувствии скорой кончины Юрий Казаков написал другу: «Надо, надо нам с тобой встретиться, поговорить надо. Жизнь такая настает, что надо бы нам всем хоть напоследок нравственно обняться». В четырежды повторенном «надо» слышится тоска по нравственному объятию, надежда на дружественное единение, вера в то, что оно непременно состоится. И не в проблематичном инобытии, где все небо блистает алмазами, а здесь, на грешной земле, при неярком прозрачном свете осеннего солнца.

«Прозрачное солнце осени» — так Александр Коршунов назвал свой спектакль, поставленный по рассказам «трех Юриев». Его не слишком волновали тонкости стилевых различий в прозе любимых авторов. В своем замысле он исходил из того общего, что соединило их жизни с исторической судьбой современников. Это не первая «сценическая история в рассказах» в репертуаре «Сферы». Интонационно и содержательно премьерная постановка продолжает репертуарную линию, представленную в афише именами Варлама Шаламова, Александра Вампилова, Василия Шукшина, Николая Рубцова.

Найденный сквозной мотив дороги позволил объединить семь разных по стилистике рассказов в один сценический сюжет. Неизбежные в пути отъезды и приезды, внезапные остановки и неожиданные возвращения, «короткие встречи» и «долгие прощания» — этими чередованиями движется спектакль. Сцены встреч действительно коротки, упруги и стремительны по темпу, а сцены прощания идут медлительно и зависают в продолжительных паузах.

История начинается с расставания безымянных Девушки и Парня на глухом сельском полустанке («На полустанке» Казакова); продолжается нечаянными радостями и напрасными сожалениями («Неоконченный холст» Трифонова), недобрыми предчувствиями и внезапными непрошеными визитами («Голубиная гибель» Трифонова), неожиданными свиданиями и минутами невероятной душевной близости («Прошлогодний снег» Домбровского), печальными предчувствиями разлуки навек («Свечечка» Казакова), а заканчивается — случайной встречей однокашников в буфете маленького провинциального аэропорта («Прозрачное солнце осени» Трифонова).

Л. Корюшкина (Клавдия Никифоровна), Г. Калашникова (Софья Леопольдовна). «Голубиная гибель». Фото Ю. Ласкорунской

В мерно текущее сценическое повествование о людях советского прошлого рассказ «Арест», связанный с декабристской темой, вторгается дерзким смысловым акцентом. Герои рассказа Домбровского — не малоприметные служащие средней руки. Ни больше ни меньше — государственные деятели, прикосновенные к событиям большой истории, к судьбам огромной Российской империи. «Смирись, Кавказ, идет Ермолов!» Помните? А пренебрежительные слова Чацкого о судьях с их запоздалыми суждениями «времен Очакова и покоренья Крыма»? И захочешь забыть — не сможешь. Расположенный строго по центру композиции, «Арест» венчает и держит ее, подобно замковому камню в архитектуре арочного свода.

Коммунальная среда обитания обрисована художником Ольгой Коршуновой намеренно буднично и прозаично: острота красок пригашена, цветовой колорит стусклен, обстановка скромна до скудости. Но чувства угнетенности не возникает. Все дело в смене видеопроекций по стенам. Живописные полотна, рисунки и гравюры, фотопортреты и кадры кинохроники раздвигают перспективу, вносят в спектакль воздух и движение.

П. Гребенников (Николай). «Прошлогодний снег». Фото А. Алехина

Сельский вид с хмурым небом, мокрым проселком
и бредущей по воду старухой с ведром («На полустанке»). Мольберт перед недописанным натюрмортом, кисти в высокой банке и букет цветов на столе, небрежно брошенная на стул ткань, испачканная красками тряпка в мастерской художника («Неоконченный холст»). Московский дворик с потертыми стенами, облупленными дверями, потрескавшимися оконными рамами и косо растущим деревцем в углу («Голубиная гибель»). Городские панорамы старой и новой Москвы, одухотворенные талантом Пименова (еще одного Юрия!), гримировальный столик с изящными дамскими безделушками, портрет молодой актрисы над ним («Прошлогодний снег»). Сумрачные подмосковные дачные окрестности в ночи («Свечечка»). Снятые сверху кадры подвижного, волнующегося «зеленого моря тайги» («Прозрачное солнце осени»). Все милое, трогательное, симпатичное. И только «Арест» играется в обрамлении суровых кавказских гор и строгих петербургских проспектов, набережных и площадей. В каждом сюжете наступает момент, когда краски слайдов меркнут, исчезают совсем, изображение обесцвечивается и становится черно-белым. Но к финалу рассказа цвет проступает заново и к нам возвращается неброская, но такая родная светотень природы, зимней, весенней, летней, осенней.

Столь же продумана звуковая насыщенность действия: стук колес, гудок и пыхтенье паровоза, шелест листвы, шум дождя и раскаты грома в отдалении, звуки улиц и голубиное воркование, громкое новогоднее оживление, рев идущих на посадку самолетов и объявления о начале регистрации. Деревенский вальсок соседствует с городским романсом, бесхитростный шлягер середины пятидесятых — с фрагментами популярной классической музыки и советскими маршами, а на прощание — знакомая до последней ноты «Молитва» в исполнении Булата Окуджавы.

Вместе с тем ностальгической дымки, печали при мысли о временах навсегда ушедшей молодости в спектакле не чувствуется. Эстетическое любование стариной тоже отсутствует. Взгляд режиссера в прошлое реалистически строг, пристален и зорок, внимание к жизненным деталям и психологическим подробностям обострено. В поле его внимания — не глобальные социальные катаклизмы и не жанровые картинки, а частная жизнь рядовых людей в потоке быстротекущего времени. Он призывает зрителей вглядеться в их лица, соприкоснуться с ними сердцем. Артистов он уводит от бытовых характеристик, направляет к личностному присутствию в роли. Каждому он находит свою музыкальную ноту в общем сценическом сюжете.

В «Полустанке» хорош Даниил Толстых в роли Парня, покидающего свой опостылевший колхоз. Его тяготит маета расставания с Девушкой (Дарья Савичева), которой он ничего не может (да и не хочет) объяснить. Ни про накопленную социальную злость, ни про глухую зависть к городским, ни про жажду скорого реванша на внезапно открывшемся спортивном поприще. Артист играет не жанр, но тему — и точно попадает в сущность роли.

В. Куприянов (Лобов). «Неоконченный холст». Фото И. Ефремовой

В «Неоконченном холсте» выделяется работа Елены Маркеловой. Роль Верочки она исполняет четко, внятно, искренне и просто. Несмотря на мелодраматизм сюжета об одинокой женщине, недооцененной и покинутой очередным «юным дарованием», она не позволяет себе ни одной слезливой интонации. Ее игра ни в чем не уступает более опытным коллегам.

И совершенно очаровательны Вячеслав Кузнецов и Людмила Корюшкина в «Голубиной гибели». Пожилых супругов, подкармливавших и нечаянно приручивших голубей, а затем вынужденных под давлением «коммунальной общественности» расстаться с ними, артисты играют с такой проникновенностью, что невольно вызывают ассоциации с Филемоном и Бавкидой, со старосветскими (старосоветскими!) помещиками. Оторопь берет, когда осознаешь, что милейший Сергей Иванович самолично убил злосчастных птиц. Артист не обвиняет своего героя, но объясняет его, раскрывая в нем сложное сочетание тихой радости, наивной растерянности, застарелой боязни неприятностей, всегдашней готовности к плохому и, главное, какого-то отупелого терпения ко злу. Не прибегая к сильным средствам, играет мягко, в рисунке роли нет ни одного резкого штриха, но боль за своего героя, за его бесцветно прожитую жизнь он заставляет ощутить.

В «Аресте» Дмитрий Ячевский играет не вкусно написанную роль, но внутренний сюжет рассказа, может быть, наиболее личный и для автора спектакля, и для него самого. Коллизия проста. Генерал Ермолов получает из Петербурга приказ об аресте чиновника Грибоедова «со всеми принадлежащими ему бумагами». Приказ он выполняет — по долгу службы. С его исполнением медлит — по долгу чести. Он дает возможность взятому под подозрение поэту сжечь компрометирующие бумаги, а в Петербург докладывает, что «таковых при нем не найдено, кроме весьма немногих, кои при сем препровождаются». На этом всё. Игра Ячевского напоминает о той непреложной норме порядочности, которая неподвластна никаким режимам, властям и общественным мнениям. К сожалению, молодой артист Сергей Загорельский, исполняющий роль Грибоедова, пока уступает партнеру по классу игры и, кажется, не очень хорошо знает и мало любит своего героя.

Сюжет «Прошлогоднего снега» замешен на любовном треугольнике, нередком в нравах богемы. Муж-делец, жена-актриса, любовник-беллетрист — ситуация известная. Любовник отнюдь не с неба свалился — это давний полуслучайный знакомый, внезапно пропавший на долгие пятнадцать лет. Теперь вернулся, говорит, что «в тайге был», и то не ей об этом сообщает, а ее маленькой дочке. Давняя сумасшедшая новогодняя ночь с внезапными любовными ласками, горечь так и не состоявшейся любви — это уведено в подтекст отношений Николая и Веры. Роман писателя и актрисы — банальнее некуда. Но Павел Гребенников (Николай) и Нелли Шмелева (Вера) размывают и на корню уничтожают любую банальность. За их отношениями интересно следить. И не хочется верить, что все, что с ними было тогда и происходит сейчас, всего-навсего никому не интересный «прошлогодний снег». Играется встреча, замешенная на расставании. Не том давнишнем, а теперешнем, на наших глазах перетекающем в прощание навсегда.

П. Каленова (Девушка), Д. Толстых (Парень). «Полустанок». Фото А. Алехина

«Свечечка», по существу, представляет собой сплошной монолог Автора, обращенный к Сыну. Рассказ невероятно труден для исполнения. Здесь искусной читкой текста не обойтись — нужно работать не «театральными мускулами», а «артистическими нервами». Дмитрий Ячевский опять на высоте. Полное ощущение, что он не слова роли произносит, а подает в зал глубоко воспринятые смыслы когда-то пережитого, но не отжитого до конца. Редко кто из артистов может так глубоко погружаться во внутренний мир своего героя и так цепко держать внимание публики. По окончании сцены в зале слышны возгласы «Браво». Справедливости ради стоит отметить, что и бессловесную роль Сына Павел Степанов провел выдержанно и с большой точностью.

И, наконец, финальный сюжет, давший название всему спектаклю. Он звучит неожиданно бурно, даже бравурно. Трифонов, трудно шедший к своей теме в литературе, некоторое время пробавлялся спортивными очерками и зарисовками. Такой картинкой из жизни выглядит и «Прозрачное небо осени» — своеобразный парафраз чеховского рассказа «Толстый и тонкий». Только встречаются в зале захудалого аэропорта не чиновники, а тренеры: преуспевающий в столице «толстый» Величкин (Антон Алипов) и застрявший в отдаленном райцентре «тонкий» Галецкий (Олег Алексеенко). Оба шумно радуются, наперебой рассказывают, как идут дела, обмениваются контактами. Молодежь поглядывает на них и недоумевает: что у них может быть общего и чему они так радуются? Сцена буквально искрит юмором и чем дальше, тем больше вызывает веселье и смех в публике.

Под финал оба героя сочли друг друга неудачниками и каждый от души пожалел состарившегося школьного приятеля: «толстый» — за то, что у подававшего надежды «тонкого» не состоялась карьера, а «тонкий» — за то, что у прорвавшегося к спортивным высотам «толстого» не сложилась жизнь. Тут смех зрителей перешел в откровенный хохот, и на этой бодрящей ноте закончилась почти четырехчасовая «история в рассказах» о путях-дорогах человека.

«Три Юрия» писали плотную, насыщенную прозу. Той же густотой сценического повествования отличается спектакль Александра Коршунова. Каждый из сюжетов разрабатывается детально, разыгрывается подробно и исчерпывается до конца. Для публики это непросто — внимание невольно слабеет, восприятие устает, тем более что действие движется от сюжета к сюжету порой избыточно размеренно, вне явных действенных синкоп и тайного внутреннего развития. Но те, кто «сдал экзамен» на прочность, оказались вознаграждены полнотой театрального впечатления.

Александра Коршунов вступил в прекрасную и мудрую осень жизни и при свете осеннего солнца поставил спектакль, полный душевной ясности и надежды на лучшее.

Февраль 2024 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.