«Киви».
Белорусский государственный театр кукол.
Режиссер Евгений Корняг, художник Ольга Дворовая.
А вы знали, что альбатрос может шесть дней пролететь без единого взмаха крыла? Или сколько сотен мух съедает летучая мышь? Об этом и не только рассказывают на бэби-спектакле «Киви» Евгения Корняга.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Действие начинается в фойе Белорусского государственного театра кукол, когда несколько «орнитологов» приглашают зрителей на знакомство со вселенной диких птиц. Когда же все оказываются в зале, «орнитологи» не просто начинают говорить о «пернатом мире», расположенном в Новой Зеландии, а превращаются в самих птиц. Актрисы Надежда Чеча и Алина Ершова управляют куклой птички Киви. Илья Сотиков, исполняющий роль основного орнитолога, рассказывает про Альбатроса, Пеликана, Летучую мышь — всех тех, кто является потенциальной угрозой для дальнейшей жизни небольшого существа. За активную коммуникацию с маленькими зрителями отвечает актриса София Бурдо, которая, словно студентка, внимательно записывает все за своим экскурсоводом. К тому же, в спектакле несколько составов, потому образы забавных ученых могут быть также воплощены Дианой Ивановой, Натальей Легкиной, Юлией Морозовой, Алексеем Сенчило, Владиславом Солодовым.
Пространство Малого зала превращено в остров: здесь есть море, созданное из похожего на полиэтилен материала, справа — небольшой кусок земли, сконструированный из разных видов картона и бумаги. Декорации выполнены из очевидно подручных средств, что в очередной раз заставляет задуматься об удивительной способности кукольников создавать целый мир из чего-то абсолютно обычного. В то же время бытовая природа материй, выбранных для создания декораций, заметно влияет на восприятие спектакля: визуальный образ и «противоположность» фактур начинают вызывать отторжение. Однако ближе к финалу, когда «орнитологи» показывают светящиеся белые гнезда, ты понимаешь: мало аргументированные претензии взрослого мозга — это своеобразный страх полностью вовлечься, разрешить себе погрузиться в историю маленькой птицы Киви, которая одна оказывается в сложном, даже страшном мире.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
«Киви» — второй бэби-спектакль не только для самого Евгения Корняга, но и для Белорусского государственного театра кукол. К тому же, это вторая постановка режиссера, созданная совместно с художницей Ольгой Дворовой и композитором Эриком Хотяновичем, — «соавторами» предыдущих белорусских спектаклей были Татьяна Нерсисян и Екатерина Аверкова. «Первооткрывателем» всего вышеперечисленного стал спектакль «Бабочки», премьера которого состоялась в декабре 2023 года. Четкой взаимосвязи между этими историями нет. Однако сложно не заметить своеобразную преемственность приемов и способа работы с аудиторией. «Киви» — это своеобразное продолжение «Бабочек». Постановки нацелены на знакомство детей с миром посредством наблюдения. Но в каждом повествовании прослеживается своя линия.
В «Бабочках» формирование новых чувств и ощущений у детей происходит через невербальную демонстрацию перехода от обычного, будничного (гусеница) к чему-то прекрасному (бабочка). В то время как «Киви» несет ярко выраженную образовательную функцию. Знакомство с миром осуществляется не только через «молчаливое» разыгрывание реальности, но и с помощью слова, за счет чего новый бэби-спектакль оказывается более понятным, динамичным для маленькой аудитории, так как общение актеров с залом помогает удержать внимание. В полной мере проникнуться уникальностью природы и тех, кого она создает.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Несмотря на некоторую разницу в подходе, спектакли как будто являются началом камерной антологии о жизни. Но не только о жизни обитателей дикой природы. Они — средство размышления о красоте, уникальности мира. В работах продолжается тема борьбы живого организма за существование, которая уже стала лейтмотивной для всего творчества Евгения Корняга. Однако если в «Бабочках» эта борьба словно самоцель, то в «Киви» битва с неприятностями жизни зашифрована в забавных ситуациях.
Как только маленькую птицу захочет съесть, допустим, Пеликан, рот которого «напоминает большой мешок», она начнет играть с ним: то залезет на клюв, то раскроет его до невероятных размеров. А еще Киви может запрыгнуть на голову и лапы больших птиц. Все это она делает не специально. Она просто познает мир. В процессе знакомства с ним птичка пугает самых страшных пернатых в округе, тем самым заявляя о себе как о существе, для которого смелость, находчивость и открытость являются мощным инструментарием для самозащиты. При этом маленькой птице одиноко в густонаселенном другими существами пространстве. Киви не понимает, зачем родилась. С одной стороны, ответ прост: для познания этого мира. Но существу настолько грустно познавать его в одиночестве, без кого-то или чего-то родного рядом, что тоска, растерянность пронизывают все действие. Потому в какой-то момент появляется тревога: что будет с Киви дальше? Может, и в этом спектакле выживание — самоцель?

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
И все-таки стремление к жизни оканчивается не просто рождением чего-то прекрасного, а встречей с родственной душой: Киви сталкивается со своим сородичем. Так, птица проделывает хоть и небольшой, но сложный путь, чтобы в финале найти свой дом, ведь важнее него ничего нет. «И даже полет до родных мест у птиц занимает меньше времени, чем полет в теплые края». А дом — понятие условное. Это не здание и не кусок земли. Это ощущение спокойствия, радости, которые выходят из осознания, что ты не один. И закрытые бутоны превращаются в прекрасные цветы. Потому что вокруг расцветает все, когда ты дома, «со своими».
Комментарии (0)