Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 июня 2024

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР ЗА МАЛЕНЬКОЙ ДВЕРЦЕЙ

«Коралина в стране кошмаров». По мотивам повести Н. Геймана.
Калининградский драматический театр.
Режиссер Анна Морозова, художник Анастасия Никонова, драматург Евгений Ионов.

Калининградский театр драмы в последние несколько сезонов, с приходом нового директора — художественного руководителя, взял курс на обновление репертуара. В афише появились новые спектакли, поставленные молодыми режиссерами, проводятся лаборатории, идет работа с горожанами. В общем, жизнь кипит. Не обошли стороной и репертуар, ориентированный на детскую и подростковую аудиторию: здесь идет «Гипс» Романа Бокланова по повести Анны Вольтц, «Гудбай, Берлин» Анны Морозовой по Вольфгангу Херрндорфу.

Сцена из спектакля.
Фото — Геннадий Филиппович.

В этом сезоне Анна Морозова снова работала для аудитории 12+, с повестью Нила Геймана «Коралина в стране кошмаров». Ее сюжет хорошо знаком по одноименному мультфильму Генри Селика. В спектакле, занимающем скромную временную дистанцию в час с небольшим, сохранены основная сюжетная линия и ключевые герои, но события перемешаны в новой последовательности. История про девочку, открывшую за таинственной дверью в новом доме альтернативный мир с другими мамой и папой, у которых вместо глаз — пуговицы, превратилась в хоррор-мюзикл. Вслед за автором Нилом Гейманом, одним из самых известных современных английских сказочников, постановщики совмещают в спектакле детское и готическое. Первая его часть поставлена как мюзикл, а вторая — хоррор, где разворачиваются все ужасы потустороннего мира. Разделение, с одной стороны, условно, а с другой, его иронично обозначают: на сцену выходит администратор, предупреждая, что все слабонервные могут покинуть зал на протяжении антракта (длится он секунд 10, не больше).

Все персонажи в спектакле лишены психологического объема и подчинены жесткой режиссерской форме. В центре сюжета — девочка Коралина, единственная дочь своих занятых родителей. Елизавета Кудрявцева играет ребенка предподросткового возраста — капризного, вечно недовольного, но вместе с тем любопытного и веселого. Пластический рисунок роли застроен строго: с ритмичным топотом и резким мотанием головой в такт музыке. Ее родители (Любовь Орлова и Владимир Архипов) — персонажи масочные. Они любят дочь, но уделять ей время могут урывками, изредка отворачиваясь от экранов своих карикатурно огромных ноутбуков. Коралина на все отговорки мамы и папы отвечает песней, в который каждый современный родитель с грустью узнает себя: «Давай не сегодня, давай не сейчас, давай через год, давай через час» (автор музыки и песен Анна Морозова, композитор-аранжировщик Роман Сарнацкий).

Сцена из спектакля.
Фото — Геннадий Филиппович.

Новые соседи семьи — комическое трио двух тетушек (Ольга Астафьева, Александра Черных) и дядюшки Бобинского (Алексей Грызунов). Трудно определить их природу: они не то странные старики, которым до всего есть дело, не то призраки, повидавшие на своем веку уже много детей, угодивших в загадочную комнату. Трио существует как слаженный организм, разыгрывая интермедии с устрашающими предсказаниями для Коралины. Особенно хороша в этом ансамбле Ольга Астафьева — обаятельная женщина в черном балахоне и высоком белом парике. Она ходит, опираясь на ходунки, но это не мешает ей всегда слегка пританцовывать. Природные данные актрисы, грудной низкий голос позволяют ей легко совмещать речевую и физическую нагрузку, не теряя в исполнительском мастерстве.

В альтернативный мир за маленькой дверцей предоставленная самой себе Коралина попадает от скуки, исследуя все помещения в доме. Ее передвижения показаны с помощью видеопроекций на стене. Это редкий случай, когда видео в детском спектакле не раздражает навязчивостью и необязательностью, а работает на создание сказочного пространства, полного волшебных перемещений. В новом мире — неточные копии мамы и папы, соседей, — все до приторности добры и веселы. Но их странная пластика полуроботов-полукукол сразу выдает их потустороннюю мистическую природу. Тут у девочки появляется и приятель-помощник Тень (Антон Контушев). Персонаж решен иронично: он предельно обезличен, на нем черный облегающий костюм, закрывающий актера с головой, как гидрокостюм. Он повторяет все движения за другими героями, как и полагается Тени, но делает это намеренно укрупненно, слегка нелепо и забавно.

Сцена из спектакля.
Фото — Геннадий Филиппович.

В спектакле много шуток и гэгов, почти цирковых аттракционов. Герои катаются на роликах, показывают фокусы, крутят хулахупы, при этом много танцуют и поют. Спецэффекты и функциональное пространство создают завораживающий мир. Спектакль играют на Средней сцене театра: зрительные ряды выстраивают в глубине основной сцены, а действие идет на закрытом занавесе на авансцене. Зрители изначально попадают в изнаночный мир: идут по витиеватым узким лестницам и оказываются там, где обычно бывают только декорации и актеры. К финалу задник поднимается, открывается уходящий в глубину зал. Столкновение Коралины со злом, обманом, подлостью — история взросления, расширяющая мир от узкой комнатки родного дома к бесконечному пространству, где ждут и горести, и радости.

Спектакль удачно балансирует между мюзиклом и хоррором, делая ставку на их внешнюю общность: визуальные эффекты, впечатляющие номера, свет, костюмы. При этом режиссеру удается внятно рассказать историю взросления Коралины — ее принятие мира реального, не всегда искрящегося и радостного, но подлинного.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога