Сережа Уманов хороший артист, и как хороший артист от хороших артистов он отличается мало. Но в обычной жизни отличается: подумать про Сережу, что он хороший артист, — невозможно. Столяр, плотник, слесарь… То, что в жизни он не похож на артиста, — хорошо, потому что на сцене он на артиста похож. Он расцветает на площадке, а это, по Кацману, один из признаков актерской одаренности. Сережа Уманов — счастливый случай, объединяющий две ипостаси — театральную и киношную.
Когда Уманов окончил институт, он пошел наниматься в Театр Сказки на Неве. Его посмотрели и сказали: «У вас, молодой человек, отрицательное обаяние, а волк у нас уже есть». На том эпопея закончилась, и слава богу.
Он у меня не учился, но в Небольшом драматическом театре с первых шагов и в нашем самом первом спектакле «В Мадрид, в Мадрид!» сыграл дедушку. Уманов может быть разным. Его ролевой диапазон широк и мною недостаточно исследован. Творит он лучше всего в остром характере и без острого характера невозможен. Такого прецедента даже не было, он всегда на острие, и это мне очень импонирует, поскольку я тоже люблю творить в остром характере.
В свое время он очень хорошо сыграл Пепла в «На дне», хорош в «Оркестре» во всех искро-метных эпизодах. Ну, и в Чехове, конечно, — Кулыгин в «Трех сестрах», Фирс в «Вишневом саде». Даже в эпизодах, которые играет Уманов с присущей нашему театру неамбициозностью (есть же эпизод в «Братьях Карамазовых», где он играет одного из поляков, уж на что фигулька…), он играет с наслаждением. Как-то в МХТ я предложил одному заслуженному артисту сыграть несколько жирных эпизодов мужа Вассы Железновой, и, хотя эпизоды правда были жирны, он сказал мне: «Старик, все артисты делятся на пристяжных и коренных, так вот я коренной». А коренной Уманов играет пристяжного и хорошо это делает. И появляется особый шарм, когда молодежь играет главные роли, а деды — на периферии, в эпизодах.
Июнь 2023 г.
Комментарии (0)