Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

29 января 2024

САВКА И ГРИШКА СДЕЛАЛИ ДУДУ

«Бешеные деньги». А. Н. Островский.
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета.
Режиссер-постановщик Юрий Цуркану, художник-постановщик Николай Слободяник.

Что мне показалось единственно живым в спектакле?

Золотого цвета кувшин с искусственным букетом. Порода цветков — васильки — в пандан к фамилии главного героя. На этом можно было бы закончить, если б разрешались рецензии величиной в одну фразу.

Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Смелкина.

Наверное, к несчастью, накануне я перечитала пьесу. Не проглядела, а прочитала внимательно. И это чтение глазами, доложу я широкому зрителю, тому, кто порой в партере шумно осведомляется, почему и здесь Глумов, — чистое наслаждение. Референтной группе об этом напоминаю скромно. Есть же, есть легкое, чуть снисходительное от профессионалов: «Ну да, ну да, Островский…» Как про милые изношенные тапочки.

Драгоценна каждая реплика, перлы один изумительнее другого, лексическое остроумие Александра Николаевича сегодняшнее. Не устаревшее. Настаиваю на этом. Знаете, есть в Антверпене определенный сорт дорогого бархатного черного пива. Оно перекатывается во рту с какой-то окончательной органичностью. Вкус текста Островского такой. Артист, по-моему, должен быть счастлив, да хоть от реплик: «…через грубую провинциальную кору видит мою доброту», «…при сухих выкладках сердце скучает, зато, когда представится случай, оно отметит и одурачит математика».

Про что «Бешеные деньги» драматургического русского солнца? Про то же самое, что и тогда! Барское высокомерие, барскую леность, органичное презрение к труду, вранье и жуликоватость, власть денег как таковых, страсть обладать ими и всегда в кредит, старческое сластолюбие, мужскую доминанту — обольстить и сразу отвернуться, женскую низкую социальную ответственность. Про невозможность трудящимся простолюдинам, складывающим копейку к рублю, сойтись с классом тех, кто в роскошных, чуть траченых молью халатах пьет еще 24/7 шампанское и настаивает на золотой пыли вокруг себя. А ее уже нет. Золотой. Есть ординарная, серенькая. Ну, еще про неразвитость тонких чувств, когда работать, нещадно экономить, блюдя бюджет, — легко, а не лезть к девушке (откровенно, кстати сказать, без утайки бросающей в лицо про яростную нелюбовь свою и исключительно корыстные свои резоны) — трудно.

Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Смелкина.

Ставь, как хочешь! Стреляет в сегодня — решительно все! Ста пятидесяти пяти лет как и не было с момента написания (1869 год).

Спектакль бесконечной длины, тяжеловесности, визуальной претензии на фоне скучнейшего, в основном, действия.

«Легче, выше, веселей!» — кричи не кричи. Кто нас с К. С. услышит? Как не слышно почти ничего, произнесенного в акте первом. Из восьмого ряда партера. Боже избавь от старинной актерской подачи. Но зажевать в невнятицу, кашицу острым ножичком нарезанные сочные ломтики текста?

Спектакль дышит, как тяжелый паровоз на строящемся Васильковым железном полотне.

Сценическая конструкция, на фуре стоящая, — огромная вся. Но, к чести ее, подвижная. Пять дверей, они же зеркала в патине, работают, открываются, закрываются, конструкция даже иногда ездит и даже со скоростью. И в лампочках она вся. А в глубине открытых дверей-зеркал — темнота. Свет приглушен на постоянной основе. Образ, созданный Цуркану — Слободяником, не без зловещего, видимо, начала. Прикрой глаз, открой — впору выйти здесь к нам и Ричарду, и Генриху. Гамлета представить на раз. И принять. Надмирный, видимо, образ.

Загадочно-мистические аккорды для значительности и красоты берут фигуры просцениума. Безмолвные и ненавязчивые в пластическом рисунке Калерии Алексеевой, в костюмах Ники Велегжаниновой — наполовину черных, на вторую половину белых, — мне почему-то напомнили земное: памятник Никите Хрущеву. Не забыть также их искрометный танец с огромными механическими счетами в руках. Костяшки гремят громко, эффектно.

Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Смелкина.

А вот три ступенечки на авансцене — как всегда. Они — святое. На них, на ступенечках, диалоги в основном и происходят. Безжизненно-темное пространство, напрочь лишенное бытовых, теплых штришков, — скорее всего концептуальное предостережение: любые деньги — все-таки зло. Думы о них, стремление обладать хоть праведными, хоть бешеными — губительный уход в темнотищу беспросветно-бездушную.

Режиссер в финале внезапно превращает Василькова (Антон Багров) в мужчину жесткого, злого, надменного. Он в подчеркнуто черном, начальник неизвестного звена. Расписание будущей жизни Лидочки он из глубины сцены, мечась по ней, выкрикивает сложно: истерично и одновременно с силой демонической. Ничто, однако, не предвещало столь кардинальных, страшных метаморфоз.

Багров провел предыдущие три часа «тюленем»: мирным, спокойным, нервным если, то самую малость. Из ярких отличительных черт — дурной вкус в одежде. В красной жилетке, зеленом пиджаке, неприятного коричневого цвета брюках. Поверх — мощный тулуп. По неведомым причинам он с ним не расстается. Ни при дамах, ни вообще. Едет мысленно за туманом, за запахом тайги? Не иначе. Да, а в руках портфель из кожзама производства СССР 1970-х годов. (У папы моего был точно такой.)

А. Алексахина (Чебоксарова), С. Мигицко (Кучумов).
Фото — Юлия Смелкина.

Было бы легко и приятно сказать, что Сергей Мигицко — Кучумов — здесь необыкновенный. Совсем другой, неожиданно-неузнаваемый: трогательный, беззащитный, обаятельный старикан — врун и банкрот, стремящийся прикоснуться к молодой ладошке. Или свирепый, напротив, сластолюбец — наглый и мерзкий. Не получается. Краски все до одной — прежние. С патиной, увы. Не помогают ни берет, ни мольберт, ни шарканье обыкновенное, ни единственный гэг: лихорадочный поиск бумажника, которого нет, а есть носовой платок. Этюд с платком без уморительных находок, вне актерского откровения. Или — вдохновения.

Чебоксаровой-старшей — Анне Алексахиной — природных аристократических черт, в безукоризненном по стилю и покрою пепельно-сером — будто неловко среди всех. Она тиха, вкрадчива, голос не возвышает, больше щебечет, забавно мурлычет «Савка и Гришка сделали дуду». Но комического, к печали, малая горсточка. Кажется, режиссер наказал играть даму изысканную, то ли не от мира сего, то ли с первыми признаками возрастного неведения…

Диана Милютина — Лидочка исправно меняет наряды. Сидят они на ней изумительно. Особенно запоминается нога (целиком) в золотого цвета чешуйчатом трико. Думать, что актрису подарили художнику по костюмам и оставили наедине с текстом, — больно…

К Олегу Андрееву (Телятев) — в его крупно-клетчатом, будто от Коровьева, костюме — привыкаешь. Не сразу, конечно, привыкаешь. Начинает он в дуэте с Глумовым (Максим Ханжов) с усредненных характерных умений, но позже, в одном из признаний Лидочке — обнаруживает драматизм. Меняются речь, пластика, глаза. Телятев внезапно будто уходит к кому-то из чеховских, рефлексирующих.

Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Смелкина.

В определенности, в целостности есть непреложный смысл. Ставить, играть «Деньги» в старинном ли бытовом пространстве, или же в мелькании калькуляторов, мини-юбок, бассейнов с уже холодной водой у Чебоксаровых — можно, как угодно. Но не выдергивать же по нитке.

Ткать, сшивать, нанизывать.

Комментарии (0)

  1. Леонид

    Замечательный текст, очень смешно. Спасибо. Жалко, что актёры теперь не имеют ни голоса, ни дикции,

  2. Елена Вольгуст

    @Леониду. Актеры этого театра все имеют! И голоса, и дикцию, и дарование. Они в должной огранке тут же, рядом, в других спектаклях.

  3. «Надюха»

    Не пойду

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога