Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

НЕ УНЫВАЙ, НЕ БОЙСЯ, НЕ СКУПИСЬ

Говорят, чем тяжелее жизнь, тем легче должны быть развлечения. Нужда в паллиативной помощи этой легкости не ослабевает с весны 2020 года. Традиционно «легким» жанром считается мюзикл (на деле — один из самых требовательных видов сценического искусства). Не менее традиционен взгляд на мюзикл как на жанр, который для отечественной сцены (да и аудитории) не органичен, — хотя существует на ней с советских времен и вот уже больше двух десятилетий развивается в тесном контакте с мировыми трендами. В последние годы мюзикл в России находится на постоянном подъеме: кажется, что каждый следующий год лучше предыдущего. В сезоне 2022/23 в Москве уже состоялся ряд премьер, каждая из которых убедительно декларирует: жанр освоен, присвоен и имеет грандиозный задел на будущее.

«Рождественская история». Сцена из спектакля. Фото Ю. Губиной

УЛЫБАЙТЕСЬ, ЭТО ВСЕХ РАЗДРАЖАЕТ

Хронологически первой из таких премьер был мюзикл «Человек, который смеется», поставленный продюсерской компанией Creative Lab STAIRWAY, а созданный изначально в Великобритании в 2016 году; с 21 октября 2022-го он идет короткими и не очень частыми (примерно раз в два месяца) блоками во Дворце на Яузе. На сегодняшний момент это последняя в нашей стране лицензионная постановка западного мюзикла: правообладатели массово отворачиваются от российских лицензиаров, а трансграничные платежи становятся трудноосуществимы.

Р. Герасименко (Баркильфедро). «Человек, который смеется». Фото предоставлено организаторами

«Человек, который смеется». Сцена из спектакля. В центре — А. Петров (Гринпейн). Фото предоставлено организаторами

«Человек, который смеется» основан на одноименном романе Виктора Гюго — одного из стабильнейших поставщиков удачных первоисточников для музыкального театра, начиная с оперы Верди «Риголетто» и продолжая, например, хитовыми мюзиклами «Отверженные» (идет в Лондоне с 1985 года) и «Нотр-Дам де Пари» (1998, в России шел в 2002–2004 годах). Сочиняя «Человека, который смеется» в 2016 году, его авторы — Карл Гроуз (сценарий и стихи), Тим Филлипс (стихи и музыка), Марк Тейтлер (стихи и музыка) и Том Моррис (стихи) — отошли от условно-исторических реалий Гюго и создали альтернативную нуарную Британию, где правят альтернативные монархи. В этом мире, так похожем на популярнейшую вселенную «Игры престолов» по накалу жестоких интриг, обитают люди, втайне жаждущие спасения от безрадостного пресыщенного существования. Спасение приходит (во всех смыслах) в лице главного героя, изуродованного Гринпейна: вырезанная на нем улыбка становится для остальных нежданной, но желанной прививкой эмпатии. Эта улыбка трансформирует гедонизм светских прожигателей жизни Дэвида Дерри-Мойра и герцогини Джозианы, пробивается сквозь аутистичную отрешенность королевы Анжелики и оставляет равнодушным лишь записного злодея Баркильфедро — он виновник несчастья Гринпейна, но он и сам травмированная жертва собственных обстоятельств. По законам мюзиклового жанра трагический финал романа Гюго переделан в хеппи-энд.

«Человек, который смеется». Сцена из спектакля. Фото предоставлено организаторами

А. Петросян (Озрик). «Человек, который смеется». Фото предоставлено организаторами

Для демонстрации многочисленных флэшбэков и для партии ручного волка Моджо в британском спектакле использовались куклы — они есть и в рос-сийской постановке, не копирующей оригинал (который ближайшие годы все равно будет недоступен российскому зрителю), но воспроизводящей его довольно близко. Режиссер-постановщик Руслан Герасименко (он же один из исполнителей роли Баркильфедро) в тандеме с режиссером-хореографом Рамуне Ходоркайте (экс-танцовщица «Русского камерного балета Москва») изначально заявляют социум спектакля как сборище безвольных висельников-марионеток, оживить души которых способна лишь полная боли и горького смеха улыбка Гринпейна. Декорации лаконичны, зато детальны и выразительны костюмы (художник-постановщик Вера Никольская), которые продолжают тему марионеточности и кукольности. Действуя в том же русле, музыкальный руководитель Екатерина Гусар жертвует саркастическими тонкостями исходного музыкального материала — но эффект ярмарочной шарманки лишь на руку атмосфере спектакля. Русский текст Елены Юдиной сглаживает антиклерикальный и антимонархический пафос оригинала, и на первый план выходят более универсальные вопросы этики и гуманизма, в поисках ответов на которые спектакль приходит к тому, что жестокость окупается лишь в краткосрочном периоде и что только эмпатия делает нас людьми.

«Человек, который смеется». Сцена из спектакля. Фото предоставлены организаторами

«Человек, который смеется». Сцена из спектакля. Фото предоставлены организаторами

СТАРЫЕ ПЛАСТИНКИ

Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» театральной компании «Бродвей Москва» открылся в МДМ 3 декабря 2022 года после нескольких недель предпоказов. Это представитель мюзиклового подтипа под названием джукбокс (дословно «музыкальный автомат»): когда партитура собирается из уже существующих песен, обычно какого-то одного исполнителя или группы. Такова «Mamma Mia!» по песням группы ABBA, шедшая в том же МДМ в 2006–2008 годах, или «Мулен Руж» по одноименному фильму, саундрек которого тоже был создан по принципу джукбокса. В России пока было два полноценных джукбокса: «Стиляги» в Театре Наций по фильму Валерия Тодоровского (2019, режиссер Алексей Франдетти) и «Фома» по песням группы ДДТ в Новосибирском музыкальном театре (2019, автор идеи и режиссер Филипп Разенков).

«Ничего не бойся, я с тобой». Сцена из спектакля. Фото пресс-службы театральной компании «Бродвей Москва»

Действие «Ничего не бойся…» происходит примерно в то же время, когда создавались песни группы «Секрет», — в конце 1980-х, на рубеже перестройки. Но это модное ретро не подразумевает ностальгии по советским временам. Спектакль живой, дышащий, заряжен на перемены, а не на застой. Сценарий Михаила Миронова (он же режиссер-постановщик спектакля) и Сергея Калужанова помещает в центр истории трех молодых ленинградских парней. Главный герой — выгнанный из института бунтарь и рок-н-рольщик Слава («Мой приятель — беспечный ездок…») — фарцует пластинками и мечтает об электрогитаре как у Леннона. Его контрастные друзья — застенчивый пай-мальчик Антон и мажор Денис. Перипетии сюжета сделали бы честь какому-нибудь сериалу: Слава влюбляется в романтичную интеллигентную Алису («Ах, Алиса, как бы нам встретиться…»), но брак с Алисой очень нужен Денису для дипломатической карьеры; на этом фоне Антон пытается ухаживать за недостижимой сестрой Дениса Кристиной (чьи «именины» есть в кадре). Колоритное старшее поколение — номенклатурные родители Дениса и Алисин отец-диссидент — добавляет поводов для конфликтов и компромиссов.

А. Фалько (Слава), Ю. Довганишина (Алиса). «Ничего не бойся, я с тобой». Фото пресс-службы театральной компании «Бродвей Москва»

По многим факторам «Ничего не бойся…» сделан как классический бродвейский мюзикл. В нем есть интересный сторителлинг, убедительные персонажи, с которыми зритель готов ассоциироваться, понятная и запоминающаяся музыка; есть две любовные линии — у протагонистов и у второстепенных героев; есть юмор — и он очень смешной; есть большие ансамблевые номера с танцами, так называемые production numbers; есть неожиданный шоу-стоппер, он же в бродвейской традиции eleven o’clock number — дуэт Антона и Кристины «Сидя на крыше», где одеяло на себя перетягивает Кристина: это партия для дивы, и исполняют ее суперзвезда Анастасия Стоцкая и невероятно талантливая Юлия Ива. Наполнить классические формы собственным содержанием — и получается спектакль, который идет восемь раз в неделю с полными залами.

«Ничего не бойся, я с тобой». Сцена из спектакля. Фото пресс-службы театральной компании «Бродвей Москва»

Романтичность и простота песен группы «Секрет» делают мюзикл до невесомого легким — в хорошем смысле: он как будто приподнят и парит над крышами ленинградско-петербургских домов, которые избрал главным визуальным решением художник-постановщик Максим Обрезков. И трамвай, в котором Слава и Алиса объясняются в любви заглавной песней мюзикла, летит над сценой, отрывая от земли всех сидящих в зале.

«Ничего не бойся, я с тобой». Сцена из спектакля. Фото пресс-службы театральной компании «Бродвей Москва»

Перестать на время ощущать гравитацию, оторваться от своих проблем, сопереживая проблемам людей на сцене, беззвучно подпеть знакомым текстам в измененных аранжировках, окунуться в эскапизм фантастического Тимбукту и дальних стран, где рассветы в океанах прячут лето, — вот рецепт, который «Ничего не бойся, я с тобой» предлагает, чтобы зритель мог выйти из зала, получив заряд надежды и сил. Любой зритель, вне зависимости от убеждений и настроений. И вопреки всему, что совершается дома и в окрестностях, на этом спектакле действительно удается перестать бояться. Это магия мюзикла.

ВРЕМЯ ЧУДЕС И ВОЛШЕБСТВА

21 декабря 2022 года в Театре кукол им. С. В. Образцова состоялась премьера спектакля «Рождественская история» по мотивам святочной повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь». Это совершенно новый мюзикл, написанный композитором Андреем Рубцовым и поставившим спектакль режиссером Алексеем Франдетти (по крайней мере, тот не отрицал свое авторство текстов).

Е. Шифрин (Скрудж). «Рождественская история». Фото Ю. Губинойет

История о богатом скряге-мизантропе Эбенезере Скрудже, которого перевоспитывают являющиеся к нему во сне духи Рождества, имеет на Западе множество сценических и экранных воплощений, в том числе пародийных, а в России больше известен «крестник» главного героя — Скрудж Макдак из мультсериала «Утиные истории». Но теперь она превратилась в «фантастический мюзикл в куклах для всей семьи», который идет небольшими блоками примерно раз в месяц. Музыкальные спектакли — не профиль Театра Образцова, но артисты труппы (со стороны приглашен только Ефим Шифрин, исполняющий главную роль в половине спектаклей) справляются с партитурой блестяще. В том числе с партитурой хореографической: они танцуют сами и танцуют куклами — например, номер с ирландскими танцами поставлен без живых танцовщиков — с предметами.

Партитура, в свою очередь, одновременно и стилизуется под узнаваемое британское звучание, и ниоткуда откровенно не заимствует. Текст — легкий и емкий, без шероховатостей. В структуре нет ничего затянутого. Художник Виктор Плотников возводит на сцене хрупкий город, сотканный из светящихся штришочков и морозных узоров; часть снежинок в этих узорах полые, отчего они скорее похожи на магендавиды, да и из-за отсутствия привычной христианской атрибутики (в этом спектакль отдает должное первоисточнику) временами кажется, что герои празднуют Хануку, — и стирание религиозных разграничений истории лишь на пользу.

«Рождественская история». Сцена из спектакля. Фото Ю. Губиной

А. Городиский (Боб). «Рождественская история». Фото Ю. Губиной

Куклы больше цепляют глаз, чем его ласкают, и в этом нарочитом, антидиснеевском несовершенстве очень много жизни и очень много искусства. Иногда они выглядят попросту макабрически — особенно катающиеся через сцену игрушечные дрожки с впряженной в них лошадкой. Спектакль — не совсем для детей (или совсем не для них): история о том, как очень скверный человек может раскаяться, пусть даже благодаря сверхъестественному вмешательству, сегодня нужнее взрослым.

Е. Шифрин (Скрудж). «Рождественская история». Фото Ю. Губиной

А. Арутюнов (Третий дух Рождества). «Рождественская история». Фото Ю. Губиной

На отечественной сцене возникло три очень разных проекта: лицензионный вест-эндовский продукт, шкатулка проверенных временем хитов и новая работа с новой музыкой. Три очень разные истории, в сумме работающие как трехкомпонентная вакцина: против жестокости, против страха, против безнадежности. В период, когда оперные московские премьеры — «Стиффелио» в Новой Опере, «Демон» в Большом, «Нонсенсорики Дримса» в Электротеатре и так далее — конкурируют друг с другом в бессмысленности и безыдейности, именно мюзиклы становятся магистральным нервом музыкального театра. Точнее, они уже давно им являются — просто сегодня наконец этого уже нельзя не видеть.

Март 2023 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.