Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

19 декабря 2023

БУДУЩЕЕ. УВЕЛИЧЕНИЕ

«Балет Москва. Ракурсы»:
«Пилигрим» (2020 год), хореограф Кирилл Радев;
«Окно напротив», хореограф Арсений Гордеев;
«В новое», хореограф Диана Мухамедшина;
«Счастливы вместе», хореограф Максим Исаков;
«Ужасно романтично», хореограф Александр Фролов;
«Не сегодня», хореограф Ольга Лабовкина;
«Двое», хореограф Мария Заплечная;
«Ave Ever» (2018 год), хореограф Анна Щеклеина.

«Балетом Москва» второй сезон руководит Анастасия Яценко, которая долго работала с фестивалем Context. Diana Vishneva, занималась его Конкурсом молодых хореографов. В новом формате, который попробовал «Балет Москва», это хорошо видно. Сборник маленьких, на 10–20 минут и на одного — четырех артистов, работ, которые создали молодые постановщики, — то, что, будь у того же «Контекста» разноступенчатая система, было бы преддверием Конкурса.

Сцена из спектакля «Счастливы вместе».
Фото — Владимир Луповской.

«Балет Москва» дал небольшую сцену — показы не в «Новой опере», где коллектив базируется, а в бывшем ЦИМе, в «намоленном» танцевальными людьми блэкбоксе — четырем своим артистам. Формат заявили как лабораторный. «Ракурсы» можно назвать скорее тренировочной площадкой, чем местом, где случились первые постановки. Чтобы вечер не стал совсем внутренним делом, начинающих постановщиков обрамили небольшими вещами от опытных — в их число определили Кирилла Радева, Анну Щеклеину, Ольгу Лабовкину и Александра Фролова.

Как почти любой лабораторный сборник, вечер вышел неровным. Относиться к этому можно двояко. Ни один автор не обязан быть идеальным с порога. Сейчас, когда в России сбился налаженный годами поток хореографов из-за рубежа или возможности учиться там, когда оскудевший кадрами балет всасывает из современного танца более-менее сложившихся хореографов, мысль активно искать новых постановщиков сверхлогична — а на этом пути не обойтись без сложностей. А также без умения доверять тем, кому предстоит набить руку, и не ждать от них мгновенных результатов.

Вечер «Ракурсы» отражает проблемы, которые можно назвать закономерными. Из-за небольшого хронометража все участники обошлись без перипетий со структурой номеров. За 10–20 минут сложно поставить пять кульминаций и три финала, которыми иногда грешит современный танец. В то же время в части номеров заметно, что у авторов не хватает хореографической мысли и разнообразия лексикона, чтобы заполнить предоставленный объем времени. Сильнее всего в этом проигрывают «Окно напротив» Арсения Гордеева — история о сложных отношениях и рассинхронизации эмоций в паре, и «Счастливы вместе» — симпатичная и местами страшная зарисовка Максима Исакова, которая бодро начинается и дрейфует на двух третях хронометража. В обоих случаях сложность выглядит похоже. У авторов есть набор движений, которые они придумали или нашли, но он меньше мысли номера. Его с производными хватает на часть времени — а дальше происходит повторение, рекомбинирование, разжевывание тезиса.

Сцена из спектакля «Счастливы вместе».
Фото — Владимир Луповской.

Особенно это упрощает «Счастливы вместе». Ситуация, которая в нем разыгрывается, — внешне приличная семья мама-папа-дочка-сыночек, которую разъедают изнутри тирания, неумение слышать друг друга, человеческая энтропия, — получилась бы очень яркой, будь номер чуть компактнее. Исаков начинает «Счастливы» с расхожих приемов — стулья на сцене, небольшое насилие для затравки, все это под Рамо — и постепенно собирает завораживающую и пугающую картину. Мать — Полина Завьялова педантично расставляет стулья, сидит за воображаемым семейным столом гротескно прямо и исправляет движения всех, до кого дотягивается. Отец — Артур Геворгян влетает коршуном на сцену и бóльшую часть времени хищно бросается на домочадцев. Дочь — Ульяна Булычева, юная бунтарка, то колотит брата, запрыгивая на него, то вырывается из-за «стола». Брат — Марк Феофилов, раздолбай, сидит, исключительно растекаясь по стулу. Исаков находит любопытные движенческие способы живописать эту «сломанную» семью. После номера остаются в памяти напряженная фигура Полины Завьяловой, ее первый выход к разбросанным стульям и маленькое раздраженное движение «опять беспорядок», стремительность и грозность Артура Геворгяна, по сюжету нечаянным, а на деле точным движением закинутая партнеру на колени нога Ульяны Булычевой — так ее Дочь усаживает на место энергичная Мать. И в то же время из-за обилия микросценок и нехватки на них движений «Счастливы вместе» иногда забалтывает хорошую идею.

Еще одна характерная проблема первых постановок, которая проявилась в «Ракурсах», — повторы. Для пробы нормально взять в помощники чей-то материал, опереться на существующее, как, например, сделал Арсений Гордеев, наполнив «Окно напротив» отсылками к Матсу Эку, его узнаваемым полуданс-модерновым, полубалетным позам. Сама по себе подобная практика в лаборатории возможна. (Дают же театроведам писать статьи под кого-то, чтобы почувствовать, как устроено условное «хорошо написанное предложение», покрутить его, наполнить своей мыслью.) Но в контексте последних почти уже двух лет это вызывает легкую тревогу. Не превращается ли уход больших фигур из-за рубежа в возможность не развиваться самим, а встать на их места, распределить «роли» и продолжить поставлять публике привычный хореографический контент, только «дымом пониже».

Сцена из спектакля «В новое».
Фото — Владимир Луповской.

Некоторые «затыки» можно и обратить себе на пользу — как сделала Диана Мухамедшина в номере «В новое». Единственной исполнительницей стала Лидия Кривошеева. Молодая танцовщица, которая провела хороший сезон 2022/2023 в проектной труппе «Контекста», а с нового сезона поступила в «Балет Москва», обладает запоминающейся инопланетной харизмой и артистической притягательностью. Эластичная и сильная Кривошеева легко «примеряет» на себя любой рисунок — и во многом эффект от «В новом» можно приписать удачному выбору исполнительницы. Номер прост. На сцене двое, фикус в горшке и танцовщица. Артистка, чья пластика отчетливо напоминает движения хищного насекомого из фантастических фильмов, постепенно подползает к горшку — чтобы в финале «прорастить» из солнечного сплетения листья, соединиться с флорой. На Кривошеевой с ее отстраненным и одновременно сосредоточенным лицом, накачанными и гибкими мышцами, необычным презансом — как будто на сцене находится нечто внеземное в облике молодой женщины, — хореография, которую придумала Мухамедшина, смотрится убедительно, ново, завораживающе. Возможно, танцуй другая артистка, «В новое» обнажил бы погрешности или вторичность. В присутствии Лидии же его можно назвать самым интересным номером молодых постановщиков «Ракурсов» — и поводом следить за новыми работами постановщицы.

Вечер, как сеткой, стянули работами проверенных авторов. «Пилигрим» Кирилла Радева в начале, «Ужасно романтично» Александра Фролова в центре, «Ave Ever» Анны Щеклеиной в финале. Такая конструкция утилитарна — даже если бы вся молодежь подвела, ее «вытянули» бы старшие товарищи, — и дает повод подумать, как работает сам формат.

Все трое когда-то привлекли к себе внимание в том числе на Конкурсе молодых хореографов «Контекста». Фролов и Щеклеина остаются в российском поле и заняли свои места. Радев живет и работает в Испании и поэтому со времен пандемии свернул проекты в стране. Из независимых артистов и «молхоров» за короткое время выкристаллизовались авторы со своими приемами — и во многом это заслуга проектов, которые давали им выход на большую для современного танца сцену.

Сцена из спектакля «Ave Ever».
Фото — Владимир Луповской.

Особенно ярко видно, как устроена эволюция из «поросли» в самостоятельную и важную фигуру, в «Ave Ever» Анны Щеклеиной. Номер 2018 года, когда Анна уже ставила одна и еще оставалась танцовщицей и хореографом в крошечной независимой екатеринбургской компании Z’onka, хронологически предварял период, за которым можно наблюдать сейчас. Щеклеина утвердилась как хореограф и сформировала узнаваемую манеру, ее приглашают крупные компании от Платоновского фестиваля и MuzArts до Урал Балета, ей присуждают престижные премии.

В маленьком «Ave Ever» через пять лет после премьеры легко узнать сегодняшнюю Анну: автора, который не боится сложного понятия «красота» и твердой и изящной рукой с ним работает. Она умудряется поставить танец «о власти» под «Ave Maria» Каччини так, что это выглядит не банально, не плоско, а выдержанно и сбалансированно, выстраивает пластические образы неназванных героев, каждому дает четкую телесную характеристику, с которой легко работают разные, не только из оригинального состава, артисты (в «Ракурсах» «Ave Ever» исполняли Лидия Кривошеева и Марк Феофилов, премьеру танцевали Евгения Турушкина и Александр Фролов, тогда образовывавший с Анной дуэт Z’onka). Умениям, которые «собрались» уже в маленьком конкурсном номере 2018 года, оставалось лишь дозреть до нынешних полнометражных постановок.

То, что в «Балет Москва. Ракурсы» появилась не только молодежь, но и те, кто ею недавно был и уже владеет сценой, хороший аргумент в пользу того, что «пробные» вечера необходимы. Возможно, не из каждого выйдет по новой или новому большому хореографу. Но без таких тренировочных площадок найти их значительно сложнее.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога